Найти тему

Ох уж эти предки: необычные аксессуары из прошлого

В XXI веке сложно кого-либо удивить своим внешним видом. Выбор аксессуаров настолько необъятен, что весь люд Средневековья охватил бы культурный шок при виде привычных для нас вещей. А что, если бы с нами произошла аналогичная ситуация и модники прошлых столетий припрятали по тузу в своих буфах?

И начнем с самого безобидного – обувь для обуви.

Со сменой романского стиля примерно в XII веке в моду входят готические элементы. Великолепные шлейфы, элегантные фестоны на одежде и… пулены. Это длинные остроносые башмаки. А чтобы туфли со временем не теряли своей острой формы, к носовой части крепили китовый ус, а иногда и вовсе тесьмой подвязывали носок к язычку башмака или колену. Тесьму украшали кистями и колокольчиками. Для более удобной ходьбы на пулены надевались еще одни башмаки, с такими же острыми носами. Изготавливали такие накладные туфли в основном из дерева.

Следующий аксессуар не был таким причудливым и имел неоспоримую практичность. Прищепки для юбок, или прищепка-паж, вошли в широкий обиход в XIX веке, когда длинные пышные платья еще не потеряли своей актуальности, а слуги, повсюду сопровождающие своих господ, уже стали пережитком прошлых лет. В то время женщины начали вести более активный образ жизни, выходить пешком в город и на прогулки.

А чтобы дамам не поплохело в душной зале и в жаркий день, каждая уважающая себя леди обязательно держала при себе маленький уксусный коробочек. В миниатюрную шкатулку складывали кусочек ткани или другого впитывающего материала, предварительно пропитав его уксусом, нашатырем или нюхательными солями. Если девушка чувствовала скорый обморок, ей было достаточно достать уксусницу и вдохнуть запах. Сюда же можно отнести и флакон для нюхательных солей. В то время мастера, стараясь угодить своим клиенткам, не жалели сил и времени и изготавливали такие сосуды и коробочки из дорогих металлов, украшали их витиеватыми узорами и драгоценными камнями.

Перейдем к более «экзотичным» элементам образа высокопоставленной дамы. Гораздо раньше в XIV-XVI веках борьба с паразитами достигла своей критической точки. Святая инквизиция считала, что кошки и ведьмы - взаимодополняющие организмы, в связи с чем занялась истреблением и тех, и других. Города заполнили полчища грызунов, а вместе с ними и блохи. Насекомые селились повсеместно: в постелях, одежде, париках. Тогда одним из решений стали шкурки животных и меховые воротнички. Использовали мех соболя или другого пушного зверька, к нему крепили выполненную из драгоценного металла голову и лапки. Внутри шкуру наполняли жиром, кровью или медом в надежде, что паразиты переберутся с человека на мех. Такой аксессуар крепился к поясу, на воротник или плечо.

Чуть позже блохоловка претерпела изменения. Теперь это была деревянная или костяная коробочка, украшенная камнями и жемчугом снаружи, но всё с тем же составляющим внутри. Такие вещицы было удобнее носить с собой в кармане, их прятали в париках и одеждах, а некоторые даже носили вместо украшений на шее.

И завершают наш хит-парад обворожительные элементы макияжа высокопочтенной дамы XVIII столетия.

Дело в том, что многие были недовольны своим расположением бровей, их выщипывали, а затем взамен клеили не что иное, как мышиные шкурки. Естественность в то время считалась моветоном. А потому все свои несовершенства еще и заклеивали «мушками». Кусочек черного бархата вырезали и маскировали им следы болезней, прыщей и другие огрехи. Так что сползшая на кавалера бровь была в порядке вещей, а кокетливая мушка над верхней губой могла быть вовсе не средством обольщения, а способом сокрытия болезни.

Автор: Канивец Галина