На днях прошло короткое, но резонансное судебное заседание против Алексея Навального, который вернулся из Германии после реабилитации от последствий отравления химическим оружием группы «Новичок». По прибытию в аэропорт Алексей был задержан из-за «многократного нарушения испытательного срока «. Примечательным это дело стало по нескольким причинам. Обвинения и решения суда не соответствовали Уголовно-процессуальному кодексу, так как формулировка «продления срока задержания до 30 суток» не имеет юридического основания. Подзащитный также не имел возможности общения со своим адвокатом, которого не пускали к Алексею вплоть до заседания. Напоследок, ФСИН не имело права объявлять Навального в розыск, так как было уведомлено о его местонахождении за границей, заявили адвокаты. Самым резонансным в этом процессе, однако, стало место, в котором проводился суд.
Под предлогом отсутствия у подсудимого теста на коронавирус суд провели в том же здании, в которое Алексея привезли после задержания в аэропорту Шереметьево. Заседание было проведено в актовом зале отдела полиции Химок — для этого там установили несколько стульев и столов. В течении судебного процесса суд удовлетворил иск начальника УМВД Химок и задержал политика на 30 суток.
Несмотря на то, что здание «суда» охранялось и многие журналисты не смогли попасть в зал, в комнате заранее находились провластные журналисты с камерами, которые записали короткие сюжеты о процессе. Кадры, на фоне которых стоял Алексей и стали для меня поводом для размышлений. На информационном стенде об истории МВД России виднелся портрет Генриха Ягоды — человека, который принимал непосредственное участие в Сталинских репрессиях и сам стал их жертвой.
Генрих Ягода — российский революционер, советский государственный и политический деятель, один из главных руководителей советских органов госбезопасности (ВЧК, ГПУ, ОГПУ, НКВД), нарком внутренних дел СССР (1934—1936), первый в истории «генеральный комиссар государственной безопасности». Именно под его руководством была учреждена система ГУЛАГов (воспользуюсь возможностью и посоветую Вам музей истории ГУЛАГа , посетите его в Москве). Ягода, ставший символом репрессивной системы, заложил фундамент для грядущих массовых расправ над неугодными. Именно эта система и настигла его самого. Став неугодным Сталину, Ягоду сначала снимут со всех постов, а потом и вовсе обвинят в антигосударственной деятельности. 13 марта 1937 года Генриху Ягоде вынесут приговор: смертная казнь через расстрел. В тщетной попытке спасти жизнь осужденный будет молить Сталина о помиловании, но прошение отклонится. 15 марта 1938 года Генрих Григорьевич Ягода будет казнен в Лубянской тюрьме. В посмертной реабилитации Ягоде откажут – Верховный Суд Российской Федерации окончательно постановит это 2 апреля 2015 года. Правозащитники решение поддержат – «было бы странно реабилитировать человека, на чьей совести инициация процесса репрессий».
Несмотря на такую биографию именно портрет Генриха Ягоды висел за спиной у Алексея Навального во время процесса. Многие успели найти в этом символизм и говорить про то, что настал 1937 год — год начала большого террора. НКВД, которое было основано при Генрихе Григорьевиче, является прародителем нынешнего МВД. Но портрет человека, который был организатором репрессий, повлекших за собой тысячи смертей, выглядит вызывающе. Я не думаю, что портрет висит там именно потому, что МВД официально поддерживает Ягоду и красный террор. Однако, этот момент указывает на другую проблему нашего времени: мы не знаем как относиться к историческим личностям.
Мы до сих пор не разобрались с тем хорошим ли был Сталин или плохим, не решили, стоит ли хоронить Ленина или оставлять его в Мавзолее на Красной Площади? И, в том числе не знаем Ягода — он кто? Основатель МВД и лишь винтик в машине репрессий или человек, на судьбе которого лежат тысячи невинных людей? И вроде бы стоит задавать эти вопросы не только в блоге, но и на уроках истории в школе, обсуждать на парах в университете и вести дискуссии на федеральных каналах. Однако летом 2020 года Россия приняла поправки в конституцию и добавила в ее текст следующий закон:
«Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается.»
Предназначенный для защиты памяти предков закон весьма спорный, как и большинство других поправок. То, что изначально вводилось из хороших побуждений, юридически не выглядит продуманным. Проблема, как всегда, в формулировке и правовом изложении закона. Если мы до сих пор не разобрались в наших исторических личностях, то о какой исторической правде может быть речь?
Дополнительные поручения о запрете «публичного отождествления роли СССР и фашистской Германии во Второй мировой войне» на первый взгляд также выглядят разумными, но дают лишний повод для политических репрессий, где одно необдуманное слово преподавателя может стать поводом для административного или уголовного дела. Если Вам такое сравнение кажется слишком гипотетическим и не имеющим никаких оснований, то вспомните об обращениях общественного уполномоченного по Защите Семьи в МВД с целью привлечения школы к ответственности после того, как ученики пятого класса на уроке в день толерантности нарисовали радугу.
Однако, в конце 2020 года, Госдума напрямую предложила согласовывать просветительскую деятельность с чиновниками, чтобы в нее не вмешивались «антироссийские силы». Принятие закона о просветительской деятельности ограничит свободу слова, затормозит популяризацию науки и погубит многие независимые образовательные проекты — в этом уверены ученые, просветители и бизнесмены. В открытом письме к правительству выступили многие создатели и руководители просветительских проектов и организаций. «Регулирование просветительской деятельности, о котором идет речь, по сути является формой предварительной цензуры, напоминающей о самых мрачных страницах российской истории, и прямо ограничивает свободу слова и дискуссии в нашем обществе» — написали заявители. На момент публикации на сайте change.org петиция «Против поправок о просветительской деятельности» собрала почти 200.000 единомышленников.
Дело в том, что не разобравшись со своей историей невозможно понять, что является переписыванием ее. Задавать вопросы, ставить гипотезы, сравнивать теории — все это важный процесс понимания своего прошлого. Основная масса людей колеблется в оценке важных политических деятелей прошлых поколений в зависимости от современной политической повестки власти. Но если даже МИД Германии критиковал высказывания на тему перекладывания ответственности за Вторую Мировую Войну, то с кем мы боремся? Сложно представить сегодняшних ученых или учителей, которые намеренно распространяют заведомо ложную информацию про историю. А вот использование законов для улучшения отчетности и репрессий несогласных представить можно. Например , жителя Перми приговорили к штрафу в 200 тысяч рублей за репост статьи, где говорилось о «совместном нападении СССР и Германии на Польшу» в сентябре 1939 года, а на жителя Магадана завели дело о реабилитации нацизма за посты в «Одноклассниках» с негативными эпитетами в адрес советских военных руководителей времен войны.
Но если даже не задавать вопрос о причастности Сталина к голоду на Украине в 1932-33 годах, который повлек за собой от 2,2 до 7,5 млн смертей, то мы придем к тому, что люди даже знать об этом ничего не будут. А что с вопросами о Ржевско-Вяземской стратегической наступательной операции и ее командовании, в ходе которой за 12 дней Советские войска потеряли 272.320 человек? Все ли вопросы закрыты? И что с господином Ягодой? Кто он? Сделать выводы можно лишь после дискуссии со всеми сторонами, при помощи фактов и аргументов, особенно, когда речь идет о спорных темах и личностях. Законы, которые вводят рамки для таких исследований и дискуссий, очень негативно влияют на понимание того, кто мы как общество и где наше место в этом мире. Стоит наоборот разрешать говорить обо всем, а правду доносить фактами и аргументами, а не законами и запретами.
А чем закончилась та история с судом над Навальным и фотографией Ягоды за ним? Боюсь, что она только начинается, но промежуточный итог есть: 02.02.2021 Мосгорсуд принял ходатайство ФСИН о замене Алексею Навальному условного срока на реальный. В конце 2014 года его приговорили к 3,5 годам условно по делу «Ив Роше». Он должен был отмечаться во ФСИН 2 раза в месяц. В ведомстве посчитали, что Навальный не исполнял возложенные на него судом обязанности. Суд со всем согласился.