Такие украшения могли войти в моду только в Викторианскую эпоху. В эпоху, где тяга к мистицизму и гипертрофированная сентиментальность привнесли в траурную культуру новые традиции, создав целый культ смерти. Его пропагандировала сама королева Виктория, которая, потеряв мужа, носила траур до конца своей жизни.
Из-за того что траур в то время строго регламентировался и, в зависимости от обстоятельств, мог длиться от недели до нескольких месяцев, ритуальная индустрия быстро набирала обороты, а модная – меняла ориентиры. Появились магазины, торгующие исключительно ритуальными аксессуарами, ателье отшивали одежду, соответствующую каждому периоду траура, а по регламенту таких периодов было четыре, шляпные мастерские в огромном количестве создавали капоры из черного крепа с вуалями. Ювелиры тоже не отставали. Поскольку в период скорби все украшения были запрещены, они стали изготавливать специальные траурные аксессуары. Смерть внезапно стала модной, а похороны важным социальным ритуалом – показателем материального положения и статуса семьи умершего.
Особое место среди мемориальных украшений занимали украшения из волос умершего. Жутко, правда? А в Викторианскую эпоху ношение волос покойного выражало самые нежные и искренние чувства к ушедшему человеку. Начало этой траурной традиции тоже положила сама королева – она носила на шее медальон с прядью волос покойного мужа Альберта.
Волосы, как оказалось, - очень прочный материал, который не истлевает со временем. Это давало ювелирам огромное поле для деятельности. Словно тонкое французское кружево, из волос выплетали броши, венки, браслеты и серьги. Первые траурные украшения могли позволить себе только зажиточные господа, поэтому ювелиры добавляли в них жемчуг и драгоценные камни, а фурнитура для таких изделий была золотая и серебряная.
Но показать глубокую привязанность к усопшим хотели не только богатые. К середине эпохи в книжных лавках появились учебные пособия по плетению из волос и мемориальные украшения стали доступны всем. Родственники смогли изготавливать их самостоятельно, а для женщин среднего класса это стало достойным хобби.
И чем дольше сохранялась мода, тем изысканнее становились украшения. Волосы вставляли в медальоны и кольца. Из них сплетали замысловатые цветы, орнаменты и конструкции. Выкладывали целые сюжеты для брошей – плакучие ивы рядом с надгробием, цветы рядом с урнами или разрушенными античными колоннами, скорбные женские фигуры с длинными волосами от покойного. Особенно популярны были комплекты украшений - брошь с кольцом или брошь с браслетом и медальоном. Иногда изготавливали венки из волос нескольких любимых родственников. Они получались довольно внушительных размеров, помещались под стекло и занимали почетное место в доме.
Мемориальные украшения изготавливались вплоть до 20-х годов XX века, потом период траура сократился, в траурной моде уже не так нуждались, и про украшения из волос покойного постепенно забыли. Сегодня такие украшения – предмет коллекционирования. Найти их на блошином рынке или в антикварной лавке не так уж сложно, и при этом по сходной цене. А посмотреть на жутковатое викторианское искусство можно во многих музеях мира.
Автор: Мезрина Любовь