Найти в Дзене

Как стать мотоциклистом? С чего начать и как продолжить?

"Да что тут сложного?" - скажите вы. Все и так понятно. Надо пройти обучение, сдать на права категории А, купить мотоцикл, шлем, да и кататься. На первый взгляд, все так. Но чем дальше начинаешь углубляться в тему, тем больше возникает вопросов: как и у кого учиться? с какой кубатуры начинать? что необходимо иметь из экипировки? какой мотоцикл купить: новый или б/у? класс? и так далее. То, что я собираюсь здесь изложить не является единственно правильным мнением, а также истиной в последней инстанции (не претендую) или прямым руководством к действию. Это все лишь мой личный субъективный опыт, а также некая "выжимка" из сотен изученных мною за мою недолгую мотокарьеру (4 года) материалов других мотоциклистов.

Итак, первое, о чем стоит упомянуть, относится к разряду очевидного: мотоцикл- это опасно. Очень опасно. Слишком опасно, чтобы относиться легкомысленно к любой из имеющих к данному хобби отношение тем. Заблуждение "это случится с кем угодно, но точно не со мной" является наиболее популярным, но оттого не перестает быть именно заблуждением. Случится. И случится именно с тобой с вероятностью 99%, если ты не готов отнестись к своему новому хобби серьезно (да, да! не смотря на то, что "мотоциклизм"- это в первую очередь для удовольствия, отнесись к нему серьезно).

Второе, что нужно понимать "на входе", как бы следует из первого. Мотоцикл - это дорого. Не всегда "очень дорого", но почти никогда дешево. Не готов по финансам- купи велосипед. На нем у тебя меньше шансов убить себя и еще несколько человек в придачу по причине, например, лысой резины, или того, что тебе не хватило денег на грамотного инструктора.

Ну, и третье. Обращаюсь к "заядлым автолюбителям". Советую не переносить ваш автомобильный опыт на мото тему. Поверьте мне, это абсолютно разные вещи. Думаю не надо объяснять, что между двумя и четырьмя колесами, обеспечивающими зацеп с дорожным покрытием, есть большая разница. Да, ваше дорожное чутье и умение "читать трафик" будет вам очень полезно. Но вспомните, сколько у вас было мелких ДТП на автомобиле, особенно когда вы начинали водить. Представьте себе, что бы было с вашими ногами и прочими частями тела, не находись вы в металлической капсуле в тот момент? То, что может себе позволить начинающий водитель авто, никак не может себе позволить мотоциклист. Помните об этом.

С предостережениями вроде разобрались, теперь, как говорится, ближе к делу. Для удобства изложения и восприятия информации, далее буду писать по пунктам.

1) Навыки. в вождении мотоцикла, в отличие от автомобиля, важны не "права", а именно навыки. Именно они спасут вашу жизнь в критической ситуации, а также позволят получить истинное удовольствие от вождения. Поэтому, первый совет- найдите хорошую мотошколу, поговорите с инструктором. Убедитесь, что данная школа больше сфокусирована на обучении навыкам безопасного управления мотоциклом, чем на просто подготовке к экзамену в ГИБДД.

2) Экипировка. Тут многое зависит от ваших предпочтений, а также от погоды, класса и стиля вашего мотоцикла, и так далее. Одно скажу точно: экипировка нужна. И чем более полная она будет, тем лучше. Я считаю, что минимальный набор - это шлем, колени, перчатки, мотоботы. колени не игнорируйте, так как повреждения ног- самая частая травма даже в результате небольших падений. То же касается обуви. Кто не верит, что нужны перчатки- поищите в интернете фотографии последствий скольжения ладонями по асфальту. Думаю, они убедят любого скептика. Куртка- очень желательно. Конечно, со встроенной спиной. Если в вашем регионе слишком жарко для даже текстильной мото- куртки, озаботьтесь хотя бы защитой спины. Она бывает отдельно, надевается как рюкзак, и застегивается на липучке спереди. Может быть в ней действительно немного неудобно, но поверьте: ходить под себя остаток жизни тоже то еще удовольствие. О чем еще надо упомянуть здесь? А, конечно. Покупайте качественное. (это опять же к стоимости хобби).

3) Первый мотоцикл. Умные люди говорят, должен быть легкий эндуро. Мол, внедорожная езда отточит ваши навыки лучше, чем любая другая. Отчасти согласен: действительно, мотоциклисты с опытом эндуро имеют принципиально иной уровень навыков. Да и данные говорят о том, что они практически отсутствуют в статистике ДТП. Но есть и обратная сторона- как же без нее? Во- первых, на таком мотоцикле не удобно и не нужно передвигаться по дороге. Во- вторых, "эндурные" навыки, какими бы они ни были продвинутыми, все же отличаются от дорожных. И наконец, стоимость этого всего дела... Для эндуро нужен дополнительный комплект специальной экипировки, и иногда еще и прицеп или микроавтобус, чтобы выезжать к местам "покатушек".

Легкий эндуро
Легкий эндуро

У меня вообще интересно получилось. Первый сезон отъездил на древней развалюхе СВ400, как и положено. Потом купил легкий эндурик 250 кубов и комплект профильной экипировки. Сейчас бы сделал по- другому. Прежде всего, не сел бы на "дрова" вроде той "сибихи": теперь побольше знаю, и чем ехать на развалюхе, лучше пойду пешком. Да и эндуро свой не стоило брать: экономически нецелесообразно. Можно было обойтись арендой: сейчас много эндуро клубов вокруг городов. Раз в недельку бездорожье- в сезон вполне достаточно.

Honda CB400
Honda CB400

Сейчас езжу на "литре" FZ1. Попробовать довелось кучу всякой техники. Вобщем, что скажу. Оптимальная схема, на мой взгляд, такая: первый мот - дорожник. 400 кубов. Можно конечно и 600, но это- если только вы уверены в своих навыках и можете контролировать свой запал, а также постоянно усиливающуюся самоуверенность. Какой класс- это дело вкуса. Обращу ваше внимание лишь на два пункта. Первое - первый мот не должен быть "злым". Этот параметр отчасти субъективный, тем не менее многие сходятся во мнении, что например мой Yamaha FZ1, не смотря на высокую мощность, для своего класса/кубатуры "злым" не является, или как еще говорят "прощает ошибки". Чего не скажешь например о Yamaha XJR 1300 или, Боже упаси, знаменитой "Кувалде" Yamaha V-MAX 1700. Вообщем, смотрите обзоры, изучайте отзывы. Если позволяют финансы- купите современный мотоцикл с АБС, трекшн- контролем и проскальзывающим сцеплением. Эти ассистенты положительно влияют на безопасность, особенно в случае с мото- новичками. Ну, и второй пункт. Я настоятельно предостерегаю вас от покупке первого мотоцикла с большим количеством пластика, то есть "спорт- байков" и их собратьев. Почему? Первое и очевидное- первый мот хотя бы раз, но вы уроните. Пластик - дорогая штука. Кто не верит- приценитесь в интернете. Ну и второе, но не менее главное: пластик, обеспечивая хорошую аэродинамику и ветрозащиту, лишает пилота возможности чувствовать давление воздушной среды на себя, тем самым искажая восприятие скорости. Опытный мотоциклист, конечно, может ориентироваться и на цифру на спидометре, а вот для новичка недооценка скорости может стать фатальной.

Yamaha FZ1
Yamaha FZ1

4) Постоянно совершенствуйте навыки. Да, этим надо заниматься постоянно, какими бы умелыми мотоциклистами вы себе не казались. Дорога рано или поздно всех расставляет по своим местам. Как говорится "в кризисной ситуации мы опускаемся с уровня наших ожиданий до уровня своих навыков". Сделайте так, чтобы навыки правильного вождения были у вас "вбиты в подкорку". А этого можно достичь только путем многократных повторений. Постоянно анализируйте правильность ваших действий, и даже если дорога и мотоцикл на этот раз "простили" вам вашу ошибку, примите это как счастливую случайность, и старайтесь больше эту ошибку не повторять. Изучайте видео аварий, анализируйте их причины, занимайтесь с инструктором на дороге, на треке и на бездорожье. Короче, постоянно оттачивайте свое мастерство при каждой возможности.

5) Отнеситесь серьезно к техническому состоянию вашей техники. Состояние резины, подвески, жидкостей, тормозов, электрики - все не перечислить, и все важно. Поломка мотоцикла на ходу зачастую приводит к последствиям,  похожим на поломку самолета в воздухе. У каждого мотоцикла, как и у автомобиля, есть мануал, где даны рекомендации по регулярному техническому обслуживанию. Неожиданно, правда? Если хотите, чтобы у вас и вашего мотоцикла была долгая и насыщенная совместная жизнь впереди, не игнорируйте их: помните, мотоцикл придуман, спроектирован и построен, чтобы ездить и обслуживаться строго определенным образом. Не правильно обслужен- не правильно поедет, не правильно поедет - не доставит вам того удовольствия, ради которого вы его приобретали, а также может подвергнуть вашу жизнь и здоровье серьезной опасности.

Совет для тех, кто не готов по финансовым или другим причинам содержать свой мотоцикл в исправном состоянии: ребят, купите лучше велик. На дороге вы не одни, и большинство ваших соседей по потоку неплохие люди. Зачем вы подвергаете их жизни риску?

У меня на сегодня все. Если статья понравилась- дайте знать, напишу еще.

Удачи на дорогах!