Наш замечательный педагог и методист, Лилия Гибадуллина, согласилась дать интервью и рассказать о себе, о своей работе с детьми, об отношению к образованию и прочее и прочее…
Дело в том, что Лилия принимала участие в съемках онлайн-курса для педагогов по ментальной арифметике и нам очень хотелось сделать видео, где Лилия будет рассказывать не об онлайн курсе, а о своей работе и о жизни. И вот мы сделали ролик, представляем его вашему вниманию.
Смотреть видео:
Также публикуем выдержки интервью в текстовом виде.
— Здравствуйте, друзья. Сегодня мы беседуем с методистом кампании «Считай в уме» Гибадуллиной Лилией. Лилия не только наш методист, она еще и принимала участие в съемках онлайн курса по ментльной арифметики. Итак, начнем. Лилия, здравствуйте.
— Здравствуйте.
— А еще лучше: «Привет».
— Да, привет.
— Расскажи, пожалуйста, немножко о себе. Скажи, твоя семья как-то связана с педагогикой?
— Лично моя семья – нет. Если смотреть среди родственников, то со стороны папы – да. У меня есть тетя – педагог и сестренка двоюродная, и все. И не сказать, что я из педагогической династии.
— А как ты пришла в педагогику?
— Это получилось чисто случайно. И, наверное, судьба так распорядилась, потому что когда я заканчивала 11 класс, я не знала, куда пойду. Я думала, что буду переводчиком, пойду на факультет английского языка. И, как-то не получилось. Когда сдавала экзамены в университет, там был факультет «социальной педагогики и психологии». Я думаю: «Дай попробую. Вроде там легкие экзамены». Попробовала, прошла и все. В этой среде я уже много лет и ни о чем не жалею.
— Скажи точнее, пожалуйста, сколько уже лет, ты занимаешься с детьми?
— Если именно прям занимаюсь с детьми, то можно считать, что с 12 лет, потому что в тот момент я стала тетей. И мне брат со снохой очень часто оставляли своих детей. Если смотреть официально по трудовой книжке, то с 2004 года я проходила практику в лагерях и работала с детьми. А уже официальное трудоустройство у меня идет с 2008 года.
— Больше 16 лет получается, да?
— Наверное.
— Ну да, много. Много очень цифр. Кроме ментальной арифметики, если ее отодвинем, чем ты больше всего любишь заниматься с детьми? Какое у тебя любимое занятие?
— Я люблю узнавать что-то новое и делиться с этим детьми. То есть я что-то узнаю, допустим, как решать судоку. Мне это очень нравится, и я даю это детям. Мне нравится их реакция. Что-то новое я могу узнать от другого ребенка: про кубик-рубика. Я передаю это другому ребенку. Конечно, мне нравится делиться с детьми. Это везде у меня так. Я не знаю, как вам объяснить.
— Достаточно. Понятно. Если не брать детей, в своей обычной жизни после работы, в выходные дни, чем ты больше всего любишь заниматься?
— Я люблю смотреть фильмы, сериалы, танцевать, слушать музыку. Еще я, конечно, смотрю сериалы не такие взрослые, а то, что смотрят дети, чтобы быть на одной волне с ними. Я, если увижу какой-то негативный момент в этом сериале, потом просто аккуратненько детям рассказываю, что вот так поступать нехорошо, как, допустим, в этом сериале. Поэтому я смотрю такие фильмы. Да, фильмы смотрю, музыку слушаю, люблю танцевать и шопинг. В основном, это все девушки любят.
— Хорошо. Ты общаешься с детьми, делишься с детьми, достаточно много времени интенсивно с ними проводишь. Что тебе больше всего запомнилось? Дети обычно удивляют. Что на твоей памяти осталось самым необычным? Как тебя удивляли дети?
— С ментальной арифметики я же могу привести пример?
— Пожалуйста. Откуда угодно.
— У меня была девочка уже на седьмом уровне. Она заканчивала. Она делала все примеры очень быстро. У меня был конспект, рассчитанный на 2 часа плюс еще там дополнительные задания какие-то. И она выполняла все эти задания за 1 час 20 минут примерно. И оставалось много свободного времени. Думала, как ее занять, чтобы ей было интересно. В итоге я начала придумывать свои примеры. Один раз я придумала такие примеры, которых вообще нет в нашей программе.
— Ну, ты хулиганишь.
— Допустим, пятизначное число разделить на трехзначное. И я поняла, что этого нет в нашей программе только тогда, когда она дорешивала эти все примеры. И она в принципе смогла. Тогда я, конечно, удивилась. Говорю: «Вау! Мы с тобой этого не проходили!». Но она логически тогда думала по нашей программе, как мы делаем: четырехзначное число делим на двузначное. По этой же системе она сделала такое дефиле.
— Ну, это здорово. Мы к ментальному счету еще с тобой вернемся, у меня запланировано. Следующий вопрос, Лиль. Все знают, что мобильные телефоны, гаджеты для детей очень вредны. Кто-то старается ограничивать, у кого-то это не очень получается. Давай представим, если бы у тебя была такая возможность - повлиять на то, чтобы дети не проводили с этими гаджетами такое большое количество времени. Что бы ты сделала? Как бы именно ты решила эту проблему?
— Я думаю, что детей просто нужно занимать. Родителям нужно отдавать их в какие-то кружки по интересам, чтобы у ребенка просто не оставалось времени на эти гаджеты. Конечно же, полностью лишить их телефонов мы не можем, но сократить время пребывания в нем мы можем с помощью как раз таки дополнительных занятий. Я думаю, что так. Можно отдать ребенка в спорт, можно отдать в художество (на уроки рисования), в музыкальную школу. Я знаю, что в музыкальной школе чуть ли не каждый день занимаются. То есть у ребенка просто не будет хватать времени.
— То есть твой метод – это не запреты, не какие-то серьезные вещи, а просто переключение внимания? Само собой все произойдет?
— Да, потому что, если у ребенка нет интересов, ему скучно. Конечно, он сидит в телефоне, смотрит какие-то фильмы, сериалы. А если он постоянно занят, у него какая-то деятельность, он чувствует свою ответственность, принимает участие в каких-то конкурсах, то тогда да, действительно, у него просто не будет времени на все эти сети.
— Лиль, с какого возраста, по-твоему, можно увидеть у ребенка какие-то таланты, разглядеть их?
— Это по-разному. У каждого ребенка индивидуально. В основном, мне кажется, можно увидеть в 4 года, а в 5 лет уже точно проявляются. Допустим, ребенок до этого что-то лепил, а в 5 лет он без этого уже жить не может. То есть он постоянно лепит, лепит, лепит. Либо он проявляет интерес к самолетам, к динозаврам. Есть у меня ребенок, который приходит каждый урок с динозавром. И, если дать ему лепить, как бы ты ни хотел с ним слепить что-то конкретное, у него получается динозавр. Я говорю: «Наверно, ты вырастешь и станешь археологом». Он говорит: «Да!». То есть ему это уже интересно. Родителям можно уже говорить про это, что у вашего ребенка есть такие-то задатки. Иногда бывает такое, что педагог видит какой-то талант и говорит об этом родителю, а у родителя другие представления на счет своего ребенка. Он просто это не воспринимает, отдает его в другое место. Поэтому бывает, что талант затухает в ребенке.
— А потом как-то проявляется, но поздно.
— Да, поздно уже. Ребенок будет сожалеть об этом и поэтому, я считаю, что родителям нужно все-таки тоже прислушиваться к мнению педагога, потому что они часто проводят с детьми время. Воспитатели в садиках вообще целый день с детьми. И они же видят, к чему ребенок склонен.
Далее продолжение: Интервью с Лилией Гибадуллиной 2 часть.
Компания "Считай в уме" занимается разработкой и внедрением программ детского дополнительного образования. Программа по ментальной арифметике "Считай в уме" одобрена государственным Институтом Развития Образования и рекомендована в качестве дополнительной общеразвивающей программы для детских садов и общеобразовательных школ.
Информация о методике «Считай в уме»: https://считай-в-уме.рф/
Онлайн-курс подготовки педагогов: https://arifmetica.online/