В конце седьмого класса я ходил в литературный кружок. На таких факультативах изучали классиков, прививая «литературный вкус». Но учительница русского языка, Валентина Яковлевна, обещала научить сочинять романы.
Кружок проходил после уроков в актовом зале, потому что все кабинеты заняты второй сменой. Начали мы с азов: какие произведения бывают, история, завязка-кульминация-развязка и прочее. Наконец, к пятому или шестому занятию старшеклассница Света не выдержала:
— Валентина Яковлевна, а когда мы будем сочинять?
— Сначала, Света, нужно изучить классику, — ответила учительница, — чтобы твои вещи не были слабыми и надуманными. Чтобы в них были детали, правда жизни.
— Я уже восемь классов изучаю русский язык и литературу и собираюсь на журфак, там еще буду пять лет все это зубрить. Деталей накопилось на трактор. Пора уже что-то собрать.
— Ну хорошо, Света, с чего бы ты хотела начать? Ведь у тебя нет жизненного опыта и литературной практики.
— Я посоветовалась с библиотекаршей, она сказала, что есть два жанра, в которых опыт неважен. Для мужской аудитории это приключения, а для женской — любовь. Если сюжет хороший, то на детали читатель не обратит внимания. Я решила написать о любви, там сюжет вообще один: на первой странице встречаются, полромана она его ненавидит, потом он ее и в конце женятся.
Руководитель кружка кашлянула, скрывая смущение и спросила:
— Вижу, Света, у тебя все продумано. Можешь на следующее занятие принести анонс?
— Что?
— Краткое изложение твоего рассказа. Или будет роман?
— Роман долго писать. Будет повесть.
На следующее занятие Света принесла листок:
— Десятиклассник Женя без памяти влюбился в восьмиклассницу Свету, но пока об этом не знает. Девушка всячески намекает ему об этом, но он тупой и самовлюбленный. А еще хулиган и разгильдяй, его энергия не туда направлена. Героиня пытается вправить Жене мозги, но он героически сопротивляется. Он даже считает ее своим врагом. После школы Света выходит замуж. И тут Женя понимает, что все время был влюблен в нее и хватается за голову. Слезно просит прощения, валяется в ногах. Но уже поздно. Она другому отдана. Хотя… — Света достала еще одну страницу, — могут быть варианты, если он совершит для нее подвиг.
— Не слишком глубоко, но для повести сойдет, — заметила В.Я., — только почему без хеппи-энда?
— Без чего?
— Счастливого конца. Я понимаю твою обиду… то есть героини на Женю. Но ты в самом деле хочешь, чтобы твоя читательница оказалась у разбитого корыта?
— Но я же не могу их поженить в школе.
— И не надо. Добавь какое-нибудь препятствие, например, соперницу. Красивую, но злую разлучницу. Из-за нее он нарушает дисциплину. И через преодоление ее козней соедини героев. Достаточно, чтобы они поцеловались, да просто взялись за руки, остальное читатель додумает сам.
— Это правильно, — задумалась девушка. — Может, и впрямь есть соперница. Поэтому он и не замечает… Свету.
— Но я повторю, тема мелкая. С такими вещами не становятся писателями.
Но «писательница» уже не слушала учительницу. Она села за парту и бережно спрятала опус в сумку.
Как я знаю, Света так и не дописала свой роман, видимо, в жизни появились более важные вещи. Интересно узнать, поступила ли она на журфак? Стала писательницей?
P. S . В 90-х годах, когда на наш рынок хлынула западная литература, женские романы покупались в огромном количестве, на вес. По 3–4 кг за раз. Они издавались в мягких обложках малого формата, удобного для чтения в транспорте. И многие покупательницы сначала открывали последнюю страницу. Если там не было свадьбы, роман не читали 😊 .
Просьба комментировать, если понравилось, а лучшие критиковать, мне это нужно для выхода книги "Триста историй из советского детства", куда войдут все истории.