Был ранний зимний вечер. Тихо падали на землю, крыши домов и шапки прохожих крупные бархатные снежинки. Лена с Гердой, как обычно, отправились на прогулку. Лена в новеньком тёмно-синем шерстяном пальто, подаренном любимой бабушкой, а Герда в неизменной черно-коричневой шубе, подаренной самой природой.
Обычно они не уходили далеко, выбирая привычный круговой маршрут "двор — берёзовая аллея — старая футбольная площадка — опять двор". Но в этот раз погода была такой чудесной, а снежинки такими сказочными, что Лена решила пойти в небольшой парк через дорогу. Там росли огромные ели и иногда, если повезёт, можно было встретить настоящую белку! Самое подходящее место, чтобы насладиться прелестью сегодняшнего вечера в полной мере!
Других гуляющих в парке не наблюдалось, изредка кто-нибудь проходил по тропинке между деревьями, срезая путь к ближайшей остановке, но в целом запросто можно было представить, что находишься где-то в глухом лесу, за сотни километров от городской предновогодней суеты.
Лена отпустила Герду с поводка, разрешая всласть порезвиться среди свежих сугробов. Та сразу же зарылась мордой в снег и принялась смешно отфыркиваться, а потом с лихой игривостью, свойственной лишь недавним щенкам, кинулась преследовать упитанную синицу, похожую на оживший ёлочный шарик с крыльями.
Лена невольно улыбнулась, провожая безуспешную погоню взглядом, и принялась внимательно изучать нависающие над головой тяжёлые ветви в надежде, не мелькнёт ли где-нибудь в просвете пушистый беличий хвост.
Уже темнело, а симпатичные маленькие зверьки упрямо не желали попадаться на глаза. Лена вдруг вспомнила, что мама сегодня просила вернуться домой пораньше, чтобы вместе готовить ужин, и торопливо оглянулась в поисках Герды. К её нарастающему удивлению, собаки нигде не было видно. Сплошная снежная белизна без малейшего намёка на подвижное чёрно-коричневое пятно.
— Герда!.. — Слабо крикнула Лена, судорожно оглядываясь по сторонам. И уже громче и отчаяннее: — Герда! Герда, ко мне!
Никто не отозвался и не прибежал. Куда же она, глупышка, могла так быстро исчезнуть? Вдруг что-то случилось? Что-то плохое?..
Повторяя заветную кличку и крепко сжимая в руке поводок, Лена побежала туда, где видела собаку в последний раз, сразу же по пояс увязнув в особенно глубоком сугробе. В сапоги набился снег. Глаза жгло подступающими слезами.
— Девочка! Эй, девочка! — Послышалось откуда-то сверху. Лена задрала голову. Совсем рядом, у входа в парк, стояло старое трёхэтажное здание из грязно-рыжих кирпичей. Судя по краю обломанной вывески, там располагалась какая-то контора. Из приоткрытого окна на втором этаже Лене махал человек.
— Девочка, ты собаку ищешь?
— Да, — несчастно прошептала Лена, стирая варежкой горячую влагу с ресниц. И мгновенно опомнившись, не жалея саднящего горла, закричала:
— Да! Да! Ищу!
Человек в окне активно закивал. Это был пожилой седобородый мужчина с чем-то вроде свёрнутого журнала в руке.
— Посмотри-ка вон туда! — Бородач указывал куда-то в сторону. —Видишь цепочка следов обрывается? Подойди ближе, только осторожно!
Лена поспешила в указанном направлении и, действительно, заметила уже припорошённые снегом собачьи следы. Вот два, вот четыре, шесть, а потом...
Лена недоумённо остановилась, сделала ещё шаг и вдруг увидела небольшой тёмный провал в земле. И из него, о чудо, на неё тревожно смотрели знакомые карие глаза.
— Герда... — Облегчённо выдохнула Лена и тут же сосредоточилась, тщательно оценивая положение. На первый взгляд, Герда, к счастью, не пострадала, а яма, в которую она угодила, не была очень глубокой. И всё же собака не могла самостоятельно выбраться: лапы скользили по обледеневшим краям.
— Ну как, нашла? Жива псина?
К Лене, тяжело опираясь на самодельную деревянную трость, подходил недавний мужчина из окна в накинутой на плечи фуфайке.
— Я гляжу, она бежит, а потом — хоп! — и нету! Как корова языком слизала! Это ж какие ослы тут оставили раззявленную канализацию без ограды! А если б ребёнок упал, расшибся б совсем ведь!
Лена согласно кивнула и благодарно улыбнулась нечаянному спасителю:
— Спасибо вам большое за помощь!
Тот смущённо почесал бороду и с сожалением перевёл взгляд на свою трость.
— Чего спасибо, надо как-то доставать горемыку, а из меня тут так себе помощник. Хотя погодь... Вон у стены кусок фанеры лежит, принеси-ка его сюда.
План бородача состоял в том, чтобы опустить фанеру в яму и подсадить на неё Герду. Лена старалась изо всех сил: следуя указаниям, тянула собаку за шкирку и за лапы, но вытащить её не получалось. Герда горестно скулила, и Лена едва ли ей не вторила от сочувствия и перенапряжения.
— Брось, малышка, не мучайся. Одна не справишься. Тут всё же здоровый взрослый нужен, сбегай до остановки, приведи кого-нибудь, а я пока посторожу твою псину. Всё хорошо будет! Эх, сразу надо было...
Не помня себя, Лена бросилась к остановке. Вот усталая женщина средних лет, парочка младших школьников, старушка, молодой парень в шапке-ушанке... Отлично! То, что нужно!
Заговаривать с незнакомцами Лене всегда было неловко, но сейчас для стеснения не было времени.
— Извините, пожалуйста! Не могли бы вы достать из ямы мою собаку? Она упала, а я сама не могу её вытащить!
Парень, ему на вид было около двадцати, сначала немного растерялся, но почти сразу же решительно кивнул и без лишних вопросов последовал за дрожащей от волнения Леной.
Через несколько минут Герда снова была на поверхности. Пропахшая сладковатым запахом канализации, с кусками намёрзшего льда на хвосте, перепуганная, но живая и здоровая.
— Огромное-преогромное вам спасибо!
— Да ладно, чего уж там, не каждый день удаётся побыть героем, — отшутился новоиспечённый доставатель собак из ям, поправляя съехавшую набок ушанку и подмигивая на прощание.
— Молодец, юноша, молодец!.. А вы, девицы, давайте скорей домой! А то расселись тут на холоде, — ворчливо добавил бородач и поковылял обратно в свою загадочную контору.
— Ну что, моя хорошая, побежали домой? Греться и мыть твою шубу.
Лена с нежностью провела озябшей рукой по игольчатой от льдинок собачьей спине, вдруг впервые замечая влажные грязные отпечатки лап на собственных рукавах и не чувствуя особой печали по этому поводу. — Твою шубу и моё пальто!
Рассказ основан на истории, реально произошедшей в юности с моей мамой и её собакой — немецкой овчаркой Гердой.
Благодарю за внимание! Не забудьте поставить лайк, если понравилось!