Найти тему
Русский сталкер

Необычные дома Москвы: дом, где жил П.В. Нащокин подаривший А.С. Пушкину сюжет «Дубровского»

Нащокинский переулок 2/4, фото Дмитрий Соколов
Нащокинский переулок 2/4, фото Дмитрий Соколов

Среди московских друзей А.С. Пушкина больше других известен Павел Воинович Нащокин, с которым поэта связывала учеба в лицее и веселое время препровождение в зрелые годы. Дед этого человека был известным генералом, а отец крестником императрицы Елизаветы Петровны и императора Петра III . От родителей П.И. Нащокин унаследовал громадное состояние, которое с удовольствием спускал в дружеских пирушках с друзьями и на балах.

П.В. Нащокин
П.В. Нащокин

Во время приезда в Москву А.С. Пушкин обычно жил в особняке своего друга по адресу Нащокинский переулок д.2/4. Считается, что этот дом сохранил свой внешний облик со времен, когда в нем останавливался А.С. Пушкин. В свою очередь историки литературы утверждают, что именно в уютных комнатах этого дома П.В. Нащокин рассказал поэту историю, которая легла в основу его знаменитого произведения «Дубровский».

-3

Сюжет в подарок

В наши дни «Дубровского» проходят в школе, но мало кто из читателей знает, что сюжет романа полностью взят из реальной жизни. Обладая невероятным количеством друзей, Павел Воинович оказался настоящей кладовой сюжетов для произведений поэта. Во время одной из посиделок, как вспоминала жена П.В. Нащокина, ее муж рассказал поэту трагичную историю белорусского дворянина Павла Островского. Во время судебного спора с соседом за родовое имение молодой помещик несправедливо лишился земли. В двадцать два года оказавшись без средств к существованию, Павел Островский сколотил из своих бывших крестьян разбойничью шайку, начав грабить местных чиновников и помещиков. При этом литературный Владимир Дубровский имел тот же возраст - 23 года, что и Павел Островский – 22 года. Он также лишился имения, став белорусским Робин Гудом. О том, что прототипом главного героя «Дубровского» являлся Павел Островский, поэт лично написал П.В. Нащокину 2 декабря 1832 года: «... честь имею тебе объявить, что первый том «Островского» кончен и на днях прислан будет в Москву на твое рассмотрение…».

Благородный разбойник

Неизвестно рассказал П.В. Нащокин историю белорусского разбойника А.С. Пушкину целиком или частично, но то, что он знал ее в мельчайших подробностях сомнений не вызывает. Дело в том, что отец Павла Воиновича обладал поместьем в Себежском уезде Витебской губернии. Неоднократно бывая в родительском поместье, Павел Воинович прекрасно знал историю Павла Островского, разбойничавшего в соседней губернии. Родился Островский в селе Рованичи Минской области, получив по наследству небольшое имение в двадцать душ крепостных. Несмотря на то, что сомнений в правах Павла Островского на имение ни у кого из соседей не вызывало, документов на поместье он не имел. В то время как у Владимира Дубровского документы на владение Кистеневкой сгорели во время пожара, у Павла Островского они пропали во время войны 1812 года. Лишившись в ходе судебной тяжбы родового поместья Островский решил мстить. Причем, если Владимир Дубровский разбойничал исключительно в компании своих крепостных крестьян, то Павел Островский тесно сотрудничал с польским подпольем. Разбойника долго не могли поймать, пока он не был арестован по доносу в доме помещика Помарнацкого, у которого скрывался в качестве учителя. Снова этапы жизни литературного Владимира Дубровского и Павла Островского совпадают. В 1831 году Островского этапировали в Витебск, а затем в Псков, где разбойник благополучно перепилил кандалы и скрылся. Об этом в своем рапорте от 26 марта 1832 года докладывал полковник Жуковский генерал-губернатору Н.Н. Хованскому в Витебск. В частности он писал: «Содержащийся в г. Пскове в числе военнопленных польских и литовских мятежников уроженец Минской губернии Игуменского повета местечка Рованичи шляхтич Павел Островский, коему от роду 22 года, сего месяца марта 12-го числа неизвестно куда отлучился». Дальнейшая судьба Павла Островского не известна. Можно утверждать лишь то, что поймать его не удалось...