Доброго денёчка всем заглянувшим сюда! Друзья, я думаю, что многие из вас негативно отнесутся к тому, что я написал в этом посте. Но тем не менее, это моё мнение и касается оно именно литературы. Уж поверьте, в книгах я немного разбираюсь. И это далеко не значит, что ненавижу я всё что было в СССР. Скорее наоборот, с теплотой вспоминаю свои юношеские советские годы.
Давно озадачился таким вопросом – значит ли, если удалось стать хорошим человеком, что довелось читать те самые «нужные» книги?
И какие они, эти «нужные» ? И какова роль в формировании сознания главного «воспитателя» подрастающего поколения – школы?
Посмотрим, что представляла собой школьная программа по литературе в советские времена, и какова она теперь.
Люди старшего поколения помнят, какие произведения входили в курс литературы, и те, что рекомендовались для внеклассного чтения.
Основу первых составляла русская и советская классика.
Целью уроков литературы являлось развитие у детей художественного вкуса, знакомство с образцами литературных шедевров, воспитание, на примерах литературных героев, будущих «строителей светлого будущего».
Однако, увы, имелось и немало произведений, художественные достоинства которых, мягко выражаясь, были весьма скромными, а то и вовсе сомнительными: «Что делать?» Чернышевского, «Как закалялась сталь» Николая Островского, «Цемент» ныне забытого всеми Гладкова, «Чапаев» Фурманова…
В то же время огромное множество подлинных шедевров отечественной и, особенно, зарубежной литературы было оставлено без внимания подростков. Ну как можно было обойти стороной такие изумительные творения, как «Приключения Тома Сойера», «Робинзон Крузо», «Три мушкетёра», «Всадник без головы», «Зверобой», «Остров сокровищ», многие-многие другие, по-настоящему интересные для мальчишек и девчонок всех поколений?
Даже Владислав Крапивин, популяризатор пионерских идей и создатель подлинного кодекса чести советского подростка, остался за рамками списка внеклассной литературы!
Впрочем, все эти и многие другие книжки читали взахлёб и безо всяких рекомендаций со стороны учителей литературы, подростки «шестым чувством» отыскивали подобные вещи и знакомились с ними отнюдь не ради хороших оценок по литературе и не в рассчёте на похвалу учителя.
Чуть позже в сферу интересов попадали Ремарк, Гюго, О'Генри, Воннегут, братья Стругацкие…
А как обстоят дела сегодня?
Признаюсь, я отнюдь не эксперт в области школьного образования, поэтому заранее прошу поправить меня, если сказанное не в полной мере соответствует действительности; напишите в комментариях, если заметите ошибки или неточности, буду благодарен за подсказки.
Итак, что мы имеем сейчас?
В базе школьной программы сохранилось её незыблемое основание – русская классика.
Толстой, Достоевский, Чехов, Гоголь, Тургенев, Лермонтов, Есенин, «нашевсё», конечно же – куда ж без него!
Что изменилось? На мой взгляд, поменялось главное – подход к преподаванию самого́ предмета.
Литература изучается как, в первую очередь, вид искусства, а не некий источник пресловутых идей и собрание стереотипов поведения.
На первый план выведены чисто художественные достоинства самих произведений и прочие важные моменты, а школьники вправе сами решать, «что такое хорошо и что такое плохо», сами оценивать «поведенческую философию» персонажей и самих авторов.
Изменились и сама программа, и перечень рекомендованной для самостоятельного чтения литературы.
Появились несправедливо отнесённые прежде к авторам «второго сорта» Бунин и Куприн, «забытые» на долгие годы Ахматова, Цветаева, Булгаков, Набоков, Пастернак, несравненные Ильф и Петров, без которых немыслима наша литература; радостно видеть там Окуджаву, Белова, Астафьева, Айтматова…
Замечательно, что расширен круг зарубежных авторов, где на достойном месте не только Шекспир с Сервантесом, но и Марк Твен, Жюль Верн, О'Генри, Дюма, Сэлинджер…
И это далеко не все имена замечательных писателей, истинных творцов русской и мировой литературной культуры.
И, конечно же, невозможно не отметить, что достойное место занимает подлинный «Нашевсё», несравнимый по мощи и энергетике Владимир Семёнович Высоцкий, автор глубочайшей по своей ненадуманной философии строки, использованной мною в качестве заголовка.
Беда лишь в одном: очень многие современные дети не любят и не хотят читать книги! Ни «нужные», ни иные…
Но это уже другая проблема, решение которой покуда не видно.
Возможно, я в чём-то не прав; готов выслушать ваши замечания – чем больше мнений, тем ближе истина!
Независимо, согласны вы с моей позицией или не разделяете её, благодарю всех, кто дочитал до конца, и – до новых встреч на этом канале!
Материал подготовил Николай Орехов