Найти тему

В школу готов! или В школу готов? Часть 6

ПРО ПОМОЩЬ И ОШИБКИ

При выполнении ребенком заданий ошибки конечно же неизбежны. Но это не самое страшное, что может произойти при подготовке ребенка к школе. Скорее это норма, и этого не стоит пугаться, раздражаться на ребенка что он вдруг что-то сделал не так. Ведь ребенок еще только учится учиться и наша основная задача не зацикливаться на ошибках, а обратить внимание на его реальные успехи и достижения.

Нам взрослым почему-то проще указать ребенку на совершенные им ошибки. А ведь это не правильно, ребенку следует самому научиться оценивать свою работу и исправить недостатки. Тем самым ребенок учится анализировать результат выполненной работы, контролировать себя и исправлять ошибки. Данный вид деятельности формирует у ребенка самостоятельность и уверенность в себе и в правильности своих действий, что немаловажно в школьной жизни. Ни одна учебная задача не не поставит в тупик такого ребенка, он сможет с легкостью с ней справиться.

Как взрослому перестать контролировать выполнение заданий и передать эту важнейшую функцию в руки ребенка?

1) Для начала взрослый и ребенок совместно осуществляют функцию проверки задания: "Давай посмотрим все ли у тебя получилось? Что тебе нравится? Что получилось лучше, а что хуже? Что не нравится? Что бы тебе хотелось исправить?"

2) Если ребенку сложно оценить плоды своей деятельности, то задача взрослого ненавязчиво и уважительно подсказать ребенку: " Мне кажется, что у тебя получилось не совсем правильно."

3) Далее , как только ребенок начнет самостоятельно осуществлять действия самоконтроля и самооценки вмешательство взрослого сводится к минимуму. Достаточно только напомнить ребенку, что не мешало бы проверить работу.

4) Задача взрослого стремится к тому, чтобы его вклад ограничился похвалой ребенка за старания, высказывания уверенности в том, что он справится сам, демонстрация своего доверия к нему и оказания помощи, если ребенок об этом просит.

Не ошибается только тот, кто нечего не делает. Задача взрослых научить ребенка правильно относиться к ошибкам, это не самое страшное что может произойти в жизни. Поэтому основная эмоциональная реакция при обнаружение ошибки должна быть удивление, а не злость по отношению к ребенку.

Важно фиксировать внимание на достижениях, а не на ошибках. Ребенок должен уметь адекватно оценивать свою работу ориентируясь не только и столько на свои ошибки, а сколько на свои успехи и достижения.

И еще один немаловажный аспект, на который бы мне хотелось обратить внимание при обучении ребенка любым навыкам и умениям это помощь взрослого. При совместных занятиях взрослого и ребенка всегда есть риск перестараться со своей помощью сделав всю работу за ребенка. Но есть и другая крайность, когда взрослые считают, что ребенок должен учиться самостоятельно, а их единственная задача проконтролировать.

Для того чтобы избежать подобных ошибок, помогая ребенку, взрослый должен взять на себя только то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, при этом не отнимая у него инициативу. Для этого существует очень известный прием "Давай попробуем вместе".

По мере освоение ребенком знаний, умений и навыков поле деятельности взрослого уменьшается, а ребенок становится все более самостоятельным. На каждом этапе продвижения вперед, помощь которая оказывается ему взрослым уменьшается, а ее содержание меняется. Сначала это объяснения и показ, как правильно сделать, сравнение результата с образцом, проверка правильности выполнения задания. Затем объяснение, напоминание, показ отдельных действий, совместная проверка. Далее лишь совместная с ребенком проверка результата, исправление ошибок. И не менее важная для ребенка помощь взрослого, когда он уже почти справился - это выражение взрослым уверенности в его силах и похвала. Так постепенно помощь взрослого уменьшается, а ребенок становится более самостоятельным и уверенным в себе.

Самое главное, о чем должен помнить родитель - занятия с ребенком не должны превращаться не в коем случае в нервотрепку. Иначе эффект от такого занятия будет прямо противоположный ожидаемому. В результате у ребенка может сформировать стойкое негативное отношение к любым занятиям, которые он потом перенесет на школьные уроки.

ЗАДАНИЕ;

Проведите с ребенком развивающее занятие и попытайтесь для себя проанализировать опыт. Ответьте на вопросы, чтобы глубже понять свое отношение с ребенком.

Как прошло занятие? Почему?

Остался ли ребенок удовлетворен занятием? Остался ли я удовлетворен занятием?

Какая помощь с моей стороны была оказана ребенку?

С какими трудностями столкнулся?

Чему научился у ребенка во время занятия?

Какую пользу принесло занятие мне и ребенку?

В комментариях жду ваши отчеты.

УДАЧИ!

Впереди еще много нового и интересного, чтобы не пропустить подписывайтесь на канал.

И ПОМНИТЕ, ЧТО ВАШИ ДЕТКИ САМЫЕ ЛУЧШИЕ!