5 февраля 2021 года общественно-государственное объединение, основанное в 2012 году указом президента РФ Владимира Путина, «Российское военно-историческое общество» (РВИО) сообщило,
что направило заявление в Генеральную прокуратуру РФ проверить высказывания журналиста Александра Невзорова на предмет нарушения статьи 354.1. УК РФ «Реабилитации нацизма».
Поводом для прокурорской проверки послужило высказывание журналиста Александра Невзорова в программе «Невзоровские среды», в эфире «Эха Москвы» 3 февраля при обсуждении нового художественного фильма Максима Бриуса и Леонида Пляскина «Зоя» (2020), дескать: «Заслуги-то (Космодемьянской) никакой не было… Фанатик, исполняющий преступный приказ».
Согласно уставу, деятельность Общества направлена на изучение и популяризацию военной истории России ... Среди задач Общества в п. 4, значится «Стимулирование членов Общества, других лиц, занимающихся изучением военно-исторического наследия»... Как видно невооружённым взглядом, сначала — изучение, а уже потом — популяризация.
Более чем уверен, что такой маститый журналист, не понаслышке знакомый и с Законом, и с журналистской этикой, имел право на высказанное мнение. Для него важно донести до несведующих «горькую правду», а не сеять «сладкую ложь». Вопрос: какой смысл скрывать её сейчас, если в моём пионерском детстве в далёкие семидесятые экскурсовод в Петрищево рассказывала, что поймали Зою (Таню) не немцы (тем более, не нацисты, поскольку подразделения СС в Петрищево не квартировали, а в строевых частях Вермахта членов национал-социалистической рабочей партии Германии практически не было), а местные жители, за то, что она хотела поджечь их дома и амбары, т.е. лишить советских граждан: женщин, стариков и детей, из-за «вынужденного отступления» Красной Армии оказавшихся на окупированной территории, в суровую зиму крова и продовольствия. Официально зафиксировано, что когда Космодемьянскую вели на казнь, одна из колхозниц крикнула: «Кому ты навредила? Мой дом сожгла, а немцам ничего не сделала!». Вернувшаяся советская власть её судила и расстреляла. Или дело было не так?
Да, Космодемьянская выполняла приказ Ставки Верховного Главнокомандования от 17 ноября 1941 года №0428 , согласно п. 1 которого требовалось «Разрушать и сжигать дотла все населённые пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40—60 км в глубину от переднего края и на 20—30 км вправо и влево от дорог».
Приказ ещё в советское время был признан «бесчеловечным», обрекавшим на смерть тысячи советских граждан и лишившим поддержки местным населением партизанского движения. Да и, если не ошибаюсь, согласно ст. 149 Уголовного кодекса РСФСР «Умышленное уничтожение или повреждение имущества» являлось уголовно-наказуемым преступлением и наказывалось лишением свободы на срок до пяти лет. Более того, действия, ... совершённые путём поджога ... наказывались в то самое советское время лишением свободы на срок от трёх до десяти лет.
Если Ставка приказывала совершать уголовно-наказуемые преступления, направленные, в том числе, и против советских граждан, то как можно охарактеризовать такой приказ? Правильно!
Кстати, ныне действующее российское законодательство внесло ясность. П. 2 ст. 42 УК РФ «Исполнение приказа или распоряжения» гласит, что «Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несёт уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность».
Можно бесчисленное множество раз ссылаться на «законы военного времени», но «что написано пером»... О какой «реабилитации нацизма» заявляет РВИО, если о нацизме не сказано ни слова?! А сравнить по злодеяниям преступления захватчиков и большевиков президент не велит, грозя за изложение документально подтверждённых фактов введением уголовного наказания по дополнению к той же статье 354.1. УК РФ. Давайте поступим, как указал президент: «Мухи — отдельно, а котлеты — отдельно».
***
Ещё в советское время мне довелось пообщаться с одноклассницей Зои Космодемьянской. Та охарактеризовала её как нелюдимую, неуравновешанную, даже истеричную. Зоина мать написала, что «Зоя болела нервным заболеванием с 1939 г .», а в конце 1940-го она перенесла острый менингит. Каким примером может служить Космодемьянская для юных «безбашенных» пироманов, которым только укажи на соседа, как на врага? Они даже не задумаются о неотвратимости наказания...