Общество живет ожиданиями от промышленности новых материалов, новых моделей, новых коллекций, новой моды… Вопрос о том, что обеспечивает появление новинок, зачастую остается вне поля зрения. В частности, вопрос об отношении предприятия к внедрению инноваций для производства новинок. Звучит парадоксально.
Тема представляется особенно актуальной в начале года. Это благодатное время, когда люди уже подвели итоги прошлого года и задумываются об обновлении души и тела, гардероба и интерьера, работы и круга общения, в целом, жизни в году наступившем. Почему бы не подумать и об обновлении производства, проведя предварительную "инвентаризацию" своих представлений об инновациях.
1. Что определяет успех нововведений?
Успех внедрения инноваций, как правило, определяется уровнем, широтой и глубиной инноваций с учетом внутренних и внешних переменных организации. Внешние переменные успеха часто отражают стабильность либо нестабильность экономической системы или конкретной ситуации. Внутренние переменные являются результатом решений, принимаемых руководством и сотрудниками организаций.
2. Инновации начинаются с внедрения новых технологий?
Эксперты считают, что лишь отчасти. Инновационный процесс затрагивает, как правило, цели, структуру, задачи, технологию и человеческие ресурсы организации. Всё перечисленное - внутренние взаимосвязанные переменные.
3. Внедрение инноваций - это стресс?
Инновация – это процесс внедрения нового. Он непосредственно связан с научно-технической революцией, которая, в свою очередь, предполагает существенные изменения в активно развивающихся компаниях каждые 4-5 лет.
4. Предприятие «созрело» к внедрению инноваций?
Необходимость нововведений определяется проблемной ситуацией. Это может быть заказ или приказ. Толчком может стать снижение качества, эффективности труда в организации и на производстве. Или, наоборот, стремление к самосовершенствованию. Это могут быть новые обстоятельства, условия деятельности, эксплуатации.
5. Что же такое «инновация» , или «нововведение» ?
Это процесс качественного изменения чего-либо, а также результат этого изменения – новшество. Это изменение одного или нескольких элементов социотехнической системы организации, направленное на повышение эффективности ее деятельности. Работники организации, предприятие в целом воспринимают его в качестве значимого и нового. Например изменение в технологических процессах, кадровой структуре, оплате труда, численности персонала и т.д.
6. Как классифицировать инновации?
Классификаций нововведений по типам довольно много. Нововведения могут быть радикальные и модифицирующие; продуктные, технологические, социальные.
7. В чем особенность социальных инноваций?
Социальные инновации – это разработка и применение новых организационных структур и методов управления трудовым коллективом, социальная разработка и применение новых экономических механизмов функционирования предприятия. Эти нововведения вызывают наибольшее число ожиданий и последствий и чаще всего оканчиваются неудачей. Причин неудач может быть несколько: стремление организации к стабильности; в прогнозе не было учтено влияние изменений в одной структуре на изменения в другой; влияние нововведений не только на формальную структуру организации, но и на неформальную, и, как следствие этого, негативный настрой сотрудников по отношению к нововведениям.
8. Последствия нововведений неоднозначны?
Любое нововведение имеет как технические, так и психологические последствия. Широко бытует мнение о том, нововведение – безусловно положительное в жизни организации событие. Между тем исторический и житейский опыт свидетельствует, что это далеко не так. Не все нововведения есть благо для людей, даже если "быть во благо" – их прямое предназначение. Поэтому целесообразно позаботиться о психологическом сопровождении инноваций. Это позволит с наименьшими потерями преодолеть барьеры нововведений.
9. Кто участвует в нововведениях?
Инновации любого типа обычно затрагивают значительное количество работников предприятия. В связи с этим выделяются основные ролевые позиции: постановщик проблемы, инноватор, инициатор, разработчик, эксперт, изготовитель, пользователь.
Этот набор ролевых позиций зависит от содержания и масштаба нововведений и полностью встречается редко. Обязательными являются две позиции: организатор и пользователь. Некоторые позиции могут совпадать в одном лице. Как правило, основным реализатором инновационного процесса является руководитель предприятия, и его поведение в таком случае отражает стандарты инновационного поведения.
10. Каковы стандарты инновационного поведения?
В стандарты входит стремление быть первым, а значит, и предприимчивым, давать свободу действий творческим, талантливым сотрудникам и поддерживать энтузиастов. Главное в инновационном поведении руководителей – развитие у сотрудников мотивации инноваторов.
(Продолжение следует).
Вопрос к читателю:
Можно ли назвать отрасль, в которой Вы работаете, назвать отраслью инноваций? Почему "да"? Почему "нет"? Ответьте, пожалуйста, в комментариях.
Источник: Килошенко М. Инновации в отрасли инновации //ЛегПромБизнес-Директор. 2006. 12(91), С. 8-9.