Все новое — хорошо забытое старое. Американские и корейские коучи хорошо зарабатывают на этой технике. Технике, которая является наследием советских изобретателей. Ученый, который разработал этот метод был абсолютно уверен, что гению не нужно быть креативным. А ученому не надо быть изобретательным. Нужно только действовать по алгоритму и правильно ставить задачи.
ТРИЗ: история создания.
Такая популярная сегодня теория решения изобретательских задач получила признание не сразу, на это ушло более 20 лет. Создателем ТРИЗ является советский изобретатель Генрих Альтшуллер. Судьба ученого была непростой, а местами даже трагичной. Будущий вдохновитель западных коучей родился в 1926 году в Баку.
С детства он проявлял неуемную жажду знаний и страсть к изобретательству. Еще в школе Альтшуллер собственноручно сделал катер, но не с обычным, а с химическим двигателем. Он работал буквально на воде: в карбид заливали воду, начиналась химическая реакция и выделялся газ. Всего одна искра, газ начинает гореть, а катер нестись на реактивной тяге. Были назначены испытания, и человек, осмелившийся стать первопроходцем, чуть не погиб. Благо, его сразу выкинуло за борт, потому что катер очень быстро пересек водоем и взорвался на противоположном берегу. Для Альтшуллера эта неудача не стала помехой.
Следующее его изобретение уже не представляло опасности, это был аппарат для погружения под воду. Юношу даже наградили. Потом была армия, талантливого парня сразу заметили и отослали в патентный отдел. Он должен был не только изобретать, но и научить этому других. Именно здесь начинается отправная точка в истории создания ТРИЗ.
Генрих Альтшуллер, как человек науки, отнесся к проблеме ответственно: изучил историю создания всех изобретений. Он много анализировал и смог найти то самое, что помогает стать изобретению удачным. Вместе с коллегой Альтшуллер задумал совершить переворот в отечественной науке. Поняв проблему и найдя методы ее решения, они решили написать об этом открытое письмо Сталину. Друзья отчитались обо всех проблемах советской науки и предложили пути решения. Однако, зная Иосифа Виссарионовича, надеяться на счастливый исход было глупо. Оба инициатора получили вместо награды 25 лет лагерей.
Удивительно, но именно ТРИЗ спасла Альтшуллера от смерти. Главный принцип ТРИЗ заключается в следующем: чтобы решить проблему, правильно сформулируйте задачу, а после отыщите противоречие, которое мешает ее решить. Например: в лагере, где отбывал наказание Альтшуллер, заключенных любили истязать лишением сна. Измотанных за день пленников запирали в хорошо освещенной комнате. Заключенный должен был сидеть на жестком стуле и неотрывно глядеть в смотровое окошко. Спать нельзя, за этим постоянно следит охранник. А утром снова на каторжную работу. Альтшуллера такое не устроило. Он поставил задачу: нужно поспать. И сформулировал противоречие — закрывать глаза нельзя, но спать можно только с закрытыми глазами. После обнаружилось и решение — на маленьких кусочках бумаги изобретатель угольком нарисовал зрачки. Как только охранник отворачивался, он прикреплял их к себе на глаза и засыпал.
Ученому повезло, положенные 25 лет он не отсидел, в 1954 году его выпустили на свободу. И хотя Альтшуллера реабилитировали, научный мир не хотел принимать его обратно. Только спустя два года благодаря упорству изобретателя была опубликована в научном журнале его статья об основах ТРИЗ. Но и это не помогло, на работу его брать не хотели, несмотря на завидные способности и интересные идеи, которые он генерировал пачками. Так изобретатель Альтшуллер превратился в фантаста Генриха Альтова. Однако отступаться он был не намерен, в течение 10 лет ученый писал письма в Центральный совет Всесоюзного общества изобретателей. Он пытался донести, что его метод поможет советской науке. Вода камень точит, Альтшуллеру все же удалось добиться желаемого. В 1970 году под его руководством было открыто несколько Лабораторий Изобретательства. Это стало началом широкого распространения теории. В 90-е, с открытием границ, ТРИЗ благополучно покинула пределы бывшего СССР и стала покорять новые олимпы. Западное научное сообщество с удовольствием восприняло новую методу.
ТРИЗ: применение в обычной жизни
Можно ли использовать ТРИЗ в работе и обычной жизни? Естественно! Эта теория применима ко всему. Особенно ее любят бизнесмены и маркетологи. Любую креативную задачу можно решить с помощью алгоритма, разработанного Альтшуллером:
- Выберите задачу.
- Постройте модель задачи.
- Проанализируйте модель задачи.
- Сформулируйте ИКР (идеальный конечный результат).
- Выявите противоречие.
- Разрешите противоречие.
- Подумайте, как усовершенствовать найденный ответ.
- Проанализируйте ход решения.
- Сделайте выводы.
На портале, посвященном ТРИЗ, приведен интересный реальный пример. В девятом веке на французский престол взошел молодой монарх Карл. Впоследствии ставший Великим. Венценосца должны были короновать. Традиционна эта обязанность ложится на плечи Папы Римского. Однако амбициозный и тщеславный король очень не хотел, чтобы фокус внимания сместился на Папу. Карл возжелал самолично провозгласить себя королем. Но как быть? Несоблюдение ритуала может привести к серьезным последствиям. Тогда Карл решил схитрить: во время свершения обряда он перехватил у Папы корону, и самостоятельно увенчал свою умную голову. Так Карлу Великому удалось разрешить противоречие: короновался не выходя за рамки традиции, но по факту самостоятельно назначить себя королем.
У ТРИЗ есть свои поклонники и противники. Не будем как современники ученого отвергать инновации, лучше попробуем изучить и внедрить теорию в жизнь. В интернете можно легко найти понятные примеры использования практически в любой области. Особенно любят ТРИЗ бизнесмены и маркетологи. И даже посвящают этому методу книги. Например, книга Станислава Горобченко «ТРИЗ в маркетинге и бизнесе. Курс для маркетологов и управленцев» или книга Антона Кожемяко «ТРИЗ. Решение бизнес-задач». Хотите первоисточник? Тогда прочитайте пособие Генриха Альтшуллера «Найти идею. Введение в ТРИЗ».