2-3 февраля прошла XXI международная научно-практическая конференция «Новые информационные технологии в образовании». В этом году она прошла онлайн, но участники не унывали. Был установлен новый рекорд по количеству участников. Удобство онлайн формата было отмечено представителями удалённых от Москвы регионов, так что организаторы надеются, что следующая конференция пройдёт на традиционной площадке в гостинице Космос, но с возможностью онлайн участия.
Публикуем итоги конференции.
Секция «Дистанционный сезон и цифровые инновации в учебной и проектной работе вузов на базе технологических и организационных решений 1С»
В ходе работы секции участники обсудили:
- методические, технологические и организационные инновации от фирмы «1С» для профессиональной подготовки;
- «дистанционный сезон» — плюсы и минусы дистанционного обучения, чему нас научил дистанционный сезон, взгляды, мнения, обмен опытом;
- практико-ориентированное обучение, реализация деятельностного подхода в обучении в дистанционных условиях;
- массовый переход на дистанционку с помощью «1С:Электронное обучение» — рекомендации от 1С и реальный опыт развёртывания;
- некоторые аспекты подготовки кадров для ИТ отрасли.
«Я не чувствую, что эта конференция прошла как-то неполноценно. Хотя, конечно, все высказывались на тему живого общения» — Дмитрий Чистов, Финансовый университет
Основные выводы и рекомендации:
- участники выразили одобрение усилиям, предпринятым фирмой «1С», по созданию технологических и методических разработок для поддержки дистанционных форм обучения и обеспечения высокого уровня их доступности для учебных заведений в период коронакризиса;
- обратиться к руководству компании «1С» с просьбой расширить круг прикладных решений, доступных учебным заведениям в режиме удалённого сервиса, как наиболее эффективного средства реализации практикоориентированного обучения в условиях дистанционной работы;
- шире использовать в традиционном образовании дистанционные формы, доказавшие на практике свою эффективность (интеграция дистанционных форм обучения в традиционный образовательный процесс);
- обратить внимание на опыт фирмы «1С» по созданию видеокурсов для изучения средств разработки 1С:Предприятия за рубежом, контроля знаний и последующей сертификации обучаемых;
- предложение к ИТ-отрасли принять участие в создании фондов (региональных АНО), финансируемых ИТ-отраслью, для грантовой поддержки преподавателей вузов, осуществляющих подготовку специалистов для отрасли в российских регионах.
Круглый стол «Бизнес-информатика и другие направления подготовки специалистов по автоматизации бизнеса»
В ходе работы круглого стола участники обсудили:
- актуальные потребности индустрии в хорошо подготовленных специалистах в области автоматизации бизнеса;
- различные способы организации подготовки подобных специалистов — в рамках программ двойных дипломов, бакалаврских и магистерских программ различных направлений;
- изменения образовательных стандартов по актуальным направлениям подготовки;
- предлагаемые изменения в бакалаврских и магистерских программах по направлению «Бизнес-информатика» (38.03.05 и 38.04.05) в вопросах насыщения данных программ математическими и ИТ-дисциплинами, а также профильными дисциплинами по сферам автоматизации бизнеса;
- вопросы подготовки специалистов по автоматизации бизнеса в рамках 09 группы специальностей;
- вопросы насыщения ИТ-дисциплинами учебных планов различных направлений подготовки, не только ИТ-специальностей.
Также в ходе работы круглого стола были предложения в решение конференции:
- рекомендовать продолжить активную работы по модификации программ подготовки по направлениям 38.03.05 и 38.04.05 «Бизнес-информатика» в вопросе насыщения данных программ ИТ-дисциплинами;
- рекомендовать расширить работу в рамках 09 группы специальностей в вопросах подготовки специалистов по автоматизации бизнеса;
- рекомендовать расширять учебные планы не-ИТ-специальностей профильными дисциплинами по программированию и алгоритмизации.
Секция «Практика ERP для организации процесса обучения»
В ходе работы секции участники обсудили:
- вопросы применения системы 1С:ERP как основного для построения образовательных программ для подготовки кадров в области цифрового развития промышленности;
- инструменты и материалы для знакомства студентов с ERP-системой;
- сценарный подход к обучению консультантов по внедрению ERP-систем;
- использование системы 1С:ERP для формирования цифровых компетенций у студентов вузов;
- преподавание дисциплин на базе решения 1С:ERP.
«Я считаю, эта информация очень важна для текущего понимания наших информационных систем для комплексной автоматизации деятельности предприятий» — Алексей Кислов, 1С
Конференция рекомендует использование отечественных современных ERP-решений, таких как «1С:ERP Управление предприятием», в организации обучения по широкому кругу специальностей. Участники конференции отметили возможность использования данной системы для формирования цифровых компетенций у студентов вузов. Необходимо отметить, что использование моделей предприятий различных отраслей, которые подготовлены на базе 1С:ERP, позволит вовлекать обучающихся в реальные процессы организация в рамках процесса обучения.
Круглый стол «Работа с образовательными организациями»
На круглом столе было около 160 участников. За 2 часа обсудили актуальные проблемы использования программ 1С в учебном процессе, вопросы приобретения дополнительных лицензий, подготовки преподавателей, мотивации студентов к изучению технологий 1С. Так же затронули вопрос адаптации методических пособий учебного центра 1С № 1 для студентов вузов.
«Очень много благодарностей от преподавателей за то, что всё это осветили» — Светлана Диго, 1С
Секция «Лёгкий старт — программа обучения преподавателей вузов и колледжей»
В ходе работы секции участники из ведущих вузов и колледжей:
- поделились опытом интеграции учебных материалов 1С по программированию, а также программных продуктов 1С:ERP, 1С:EDT, 1С:Документооборот, 1С:Управление торговлей;
- рассказали о реализации образовательных программ с применением технологий 1С;
- обсудили важность преподавания 1С:Документооборот в региональных вузах и колледжах.
Конференция рекомендует:
- развивать траекторию обучения преподавателей вузов, колледжей и школ, путём создания условий образовательным организациям для обучения современным информационным технологиям и продуктам 1С;
- осуществлять подготовку граждан к условиям цифровой экономики и компетентных специалистов для цифровой экономики через интеграцию учебных материалов и сертифицированных курсов фирмы «1С» в учебный процесс.
Участники конференции отмечают важность издания учебно-методических пособий для студентов и предлагают дальше развивать это направление в том числе и по изданию книг по программным продуктам. Готовы участвовать в создании, предоставлении своих материалов для издания.
«Вкус сезона: электронный документооборот. Мы понимаем, что цифровизация — это, в первую очередь, применение такого класса решений — Enterprise content management. — Мария Правдина, 1С — Мы поняли, что к применению документооборота нужно готовить по двум глобальным направлениям: это подготовка пользователей и подготовка бизнес-аналитиков, решающих задачи бизнеса с применением решений класса ECM, с применением 1С:Документооборота».
WorldSkills и 1С — ИТ-решения для бизнеса на платформе 1С
Секцию и круглый стол демонстрационного экзамена по компетенции «Бухгалтерский учёт» не менее 1400 слушателей оценили на 4,9 из 5 баллов.
Готовя бухгалтеров, мы готовим специалистов, умеющих применить профессиональное суждение. Эльвира Борисова, эксперт компетенции «Бухгалтерский учёт»
Отраслевые поставки для учебных заведений
Тема была освещена как на секциях, так и на вернисаже программных продуктов.
«В последнее время растёт интерес со стороны учебных заведений к современным цифровым решениям для подготовки кадров цифровой экономики», — отметила Варвара Польшикова из 1С.
Поставки для обучения в высших и средних учебных заведениях представлены по отраслям:
- строительство и ЖКХ,
- агропромышленный комплекс,
- HoReCA, логистика, транспорт, полиграфия,
- банковский сектор,
- промышленность и энергетика.
Продажа осуществляется по договору о сотрудничестве с образовательной организацией при наличии «Комплекта для обучения в высших и средних учебных заведениях» (в нём лицензии на платформу). Электронные поставки содержат актуальные версии отраслевых решений. Лицензия сразу на 20 рабочих мест. Документация в электронном виде, но есть возможность приобрести её в бумажном виде.
Секция «Автоматизация деятельности вузов»
В ходе работы секции участники обсудили:
- актуальные проблемы и опыт организации приёма абитуриентов в дистанционной форме через интернет,
- опыт внедрения личных кабинетов абитуриентов и студентов, и перспективы развития данного функционала,
- методологию внедрения тиражных ПП на платформе 1С:Предприятие для управления деятельностью вуза,
- опыт автоматизации расчёта и распределения нагрузки научно-педагогических работников,
- задачи автоматизации процессов разработки основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) высшего образования по требованиям ФГОСЗ++.
Дистанционная работа вузов выдвинула новые требования как к функционалу, так и к срокам автоматизации. Компетенции команд, а также сроки внедрения и ввода в эксплуатацию, сроки предоставления обновлений из «желательных» и «важных» становятся «критичными».
«Этот год показал, что автоматизация не просто полезна и интересна, она необходима» — Максим Шмарион, 1С
Участники секции отмечают преимущества и желательность использования тиражных решений на платформе «1С:Предприятие 8» с целью сокращения сроков внедрения, а также оперативного обновления и техподдержки при использовании ПП. Также отмечают возросшую важность компетенций по тиражным ПП, т. е. привлечение опытных партнёрских компаний-франчайзи для снижения рисков и сокращения сроков проектов.
«Очень важны компетенции. Много докладов о том, как они быстро запустили приём, — говорит Максим Шмарион из 1С. — Практически везде привлекались наши партнёры-франчайзи, у которых есть большой опыт. И они помогали существенно снизить риски, сократить сроки — для успешного запуска приёмной кампании».
Секция «Автоматизация деятельности колледжей и организаций дополнительного профессионального образования»
В ходе работы секции участники обсудили:
- технологии и опыт приёма с использованием личного кабинета абитуриента «1С:Колледж»,
- организации дистанционного обучения,
- методологию «Быстрого старта» для управления учебным процессом в «1С:Колледж»,
- запуск и использование электронного журнала, реализацию мобильного клиента,
- ключевые особенности составления автоматизированного расписания занятий с учётом дистанционных занятий и разных сценариев обучения.
Участники секции выработали пожелания к развитию функционала тиражных ПП для колледжей:
- развитие функциональных возможностей электронного журнала, в т. ч. мобильного клиента,
- повышение удобства использования личного кабинета поступающего в рамках организации приёма заявлений,
- проведение вступительных испытаний в дистанционном формате,
- учёт требований проведения дистанционных занятий при автоматизированном составлении расписания.
Секция «Цифровизация организаций дошкольного, общего и дополнительного образования»
В ходе работы секции участники обсудили:
- актуальные федеральные и региональные тренды в сфере цифровизации образовательных учреждений,
- опыт автоматизации школ в условиях пандемии с учётом представленного опыта внедрения проекта «1С:Цифровая школа», реализованного в МАОУ «Школа № 36» Великого Новгорода, МАОУ СОШ «Интеграция» Томского района, МОУ «СОШ № 10» г. Ухты республики Коми и других учреждениях образования,
- новые модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся и дошкольников с учётом опыта реализации пилотного проекта по инициативе комитета по образованию администрации Великого Новгорода.
Участники секции выразили следующие рекомендации:
- тиражировать практику применения информационных систем фирмы «1С» для построения информационно-образовательной среды в образовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного и общего образования, а также при построении целевой модели «Цифровой школы» в рамках реализации федеральных проектов «Образование» и «Кадры для цифровой экономики»;
- необходимость оснащения всех структурных подразделений образовательных организаций и их информационного обеспечения, в частности обеспечение психолого-педагогического процесса в школе и дошкольных учреждениях для создания психологически комфортной и безопасной среды.
Пленарное заседание
Конференция рекомендует министерству просвещения России развивать качество подготовки и повышения квалификации учителей информатики, подчёркивает важность данного предмета не только как профориентационного для будущих специалистов в области ИТ и ИКТ, но и как общеобразовательного, способствующего развитию общей цифровой грамотности, и задающего ориентиры в данной области.
Секция «1С:Клуб программистов. Новые тренды в образовании школьников»
В ходе работы секции участники обсудили:
- актуальные проблемы и опыт организации обучения школьников в цифровой образовательной среде, остановившись на онлайн формате, как особенно важном в текущей ситуации,
- практику, содержание и конкретный опыт реализации онлайн формата обучения для школьников с учётом специфики развития разных регионов России,
- создание методических и дидактических материалов для дополнительного и онлайн обучения школьников и их апробацию на образовательных площадках МБОУ СОШ № 7 с УИОП г. Балашиха, а также образовательного центра «Сириус».
Участники секции выработали следующие постулаты, которые они предлагают внести в решение конференции:
- В условиях серьёзного кадрового голода в ИТ сфере и недостаточной цифровой грамотности населения признать целесообразным распространить методики, разработанные в системе коммерческого дополнительного образования, на обучение в школах на условиях софинансирования. Особого внимания заслуживают методики, апробированные в течение 8 и более лет на аудитории различных возрастов при широкой выборке регионов, сильно различающихся как по уровню жизни, так и по контингенту.
- Рассмотреть возможность внедрения программирования в системе «1С:Предприятие 8» в программу по информатике средней школы, признав опыт и методику проведения онлайн-занятий на образовательной площадке МБОУ СОШ № 7 с УИОП г. Балашиха релевантной и готовой для масштабирования.
- Необходимо включать познавательно-развлекательную программу в обучение школьников с целью развития софт-скиллс детей и обеспечения полноты развития личности ребёнка.
Конференция рекомендует развивать дополнительное образование школьников в области программирования с целью популяризации информатики, развития алгоритмического мышления и создания условий для выявления и поддержки молодых талантов в этой инновационной сфере.
Участники конференции отметили важность развития онлайн формата обучения школьников как в системе дополнительного, так и в системах основного и общего среднего образования.
Круглый стол «От школьных олимпиад к цифровому портфолио: механизмы поступления в вузы будущих ИТ-специалистов»
Расскажем о принятых на круглом столе предложениях в решение конференции.
Приказом министерства науки и высшего образования РФ от 21 августа 2020 г. № 1076 университеты были лишены права самостоятельно определять перечень индивидуальных достижений, подлежащих учёту при поступлении в конкретную образовательную организацию.
В целях развития региональных экосистем выявления, развития и поддержки талантов представляется более целесообразным вернуться к логике предыдущего приказа и не ограничивать университеты в выборе олимпиад и конкурсов, подлежащих учёту в качестве индивидуальных достижений при поступлении, перечнями минобрнауки и минпросвещения.
Для этого необходимо внести изменения в раздел V. Приказ министерства науки и высшего образования РФ от 21 августа 2020 г. №1076 «Об утверждении приёма на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» в части расширения перечня индивидуальных достижений на усмотрение образовательных организаций высшего образования.
Предлагается, что учёт индивидуальных достижений должен быть организован в формате сбора цифрового следа, который подтверждает освоение определённых компетенций, на всём протяжении прохождения обучающимся образовательных программ общего образования, программ дополнительного образования и иных образовательных программ и мероприятий.
Секция «Применение цифровых ресурсов, конструкторов и инструментов управления учебным процессом для дистанционного и смешанного обучения школьников»
В ходе работы секции участники обсудили:
- актуальные проблемы и опыт организации обучения школьников в цифровой образовательной среде, в том числе в дистанционной форме;
- внутреннюю структуру, содержание и опыт использования цифровых образовательных ресурсов различного дидактического назначения и инструментов (в том числе сред динамической математики), ориентированных на получение новых педагогических результатов;
- изменения в структуре, содержании вариантов КИМ ЕГЭ по информатике, а также переход на компьютеризированную форму сдачи экзамена в 2020-2021 учебном году.
Участники секции выработали критерии выбора программных систем для организации учебного процесса в цифровой образовательной среде школы:
- ориентированная на школу система администрирования,
- лёгкий переход от дистанционного обучения к очному и обратно,
- возможности как для проведения онлайн-занятий, так и для организации самостоятельной учебной деятельности школьников,
- проверенная библиотека учебных материалов по школьной программе,
- дидактическое разнообразие учебных материалов в системе,
- инструменты для создания авторского контента,
- возможности для совместной работы и общения.