Написать эту статью меня побудила одна из подписчиц, остро переживавшая стерилизацию кошки. Многим она делилась со мной в реальном времени, и часть страхов были не то, что бы преувеличены, но воображаемыми. Скорее всего, от незнания.
В моем существенном стаде практически все кошки перенесли стерилизацию. Исключение – кошка на суприлорине и бывшедомашняя мадам, пришедшая к нам взрослой и уже прооперированной. Для котов эта манипуляция не такая «глубинная», поэтому их не рассматриваю.
Кроме того, нам с нашими питомцами пришлось пережить операцию по восстановлению роговицы глаза после травмы, несколько удалений зубов, что тоже делается под седацией, и уретростомию коту, который был не нашим, но тем не менее, мы помогали его лечить и активно участвовали в его судьбе. Об этом можно почитать здесь, здесь и здесь.
За эти годы я поняла, что единственный реальный повод для переживаний – это наркоз. Кошки переносят его достаточно плохо и во время операции могут быть неожиданности.
Этот момент решается следующим образом: хороший врач и хороший анестезиолог. Я знаю, что не во всех клиниках и не во всех городах есть такая практика, часто 1 человек выступает одновременно во всех ролях. В небольших городах ситуация осложняется еще и тем, что количество врачей невелико, и не всегда можно найти квалифицированного.
Кроме того, я активно поддерживаю практику проведении ЭХА сердца до операций. В некоторых клиниках эту процедуру делают только породам с предрасположенностью к сердечным заболеваниям.
Однажды, когда наш кардиолог болел, мне пришлось везти питомцев в другую клинику. Там мне пришлось убеждать администрацию, что я точно понимаю, что это за процедура и действительно хочу ее сделать своим котикам, несмотря на то, что они беспородные.
Предполагаю, что исключение ряда предоперационных процедур в некоторых клиниках сделано из заботы о бюджете хозяев, но ЭХО или УЗИ сердца, на мой взгляд, относится к обязательным. Невредно при ряде сомнений дополнительно делать и биохимию крови. Все это помогает анестезиологу правильно подобрать наркоз и рассчитать его количество для минимизирования рисков.
Поиск хороших врачей – отдельная задача. Мне повезло, та бригада, к которой попали мои хвосты, работает крайне профессионально. Но если столкнуться с подобным впервые, и процедура будет плановой, а не экстренной, стоит пообщаться с заводчиками и ответственными кошколюбами. Хотя бы 2-3 фамилии они назовут, причем, вероятнее всего, это будут врачи, с которыми они уже сотрудничали.
Последний пункт – первые послеоперационные часы. Лучшим выбором будет клиника, где питомцев отдают хозяев не сразу после операции, а после полного выхода из наркоза. Несколько часов в боксе с дополнительной подачей кислорода и обогревом помогают котикам куда больше, чем поездка домой на машине или общественном транспорте, когда они еще не до конца пришли в себя.
Если клиника работает по такой схеме, то питомец оказывается дома в полном сознании и относительно бодрым. Конечно, все зависит от формы операции и тяжести заболевания, но, по крайней мере, один из факторов стресса для хозяев в виде шатающегося на разъезжающихся лапах кошака снят.
Самим же хозяевам на это день я могу посоветовать следующее: максимально плотно забить свой график. Так, чтобы не было возможности даже думать. Кроме того, договориться с врачом о звонке после операции для отчета и убедиться, что если что-то пойдет не так, то врачи сразу же будут звонить для согласования действий. Об этом, обычно, можно узнать из рекомендаций хозяев, которые сотрудничали с клиникой и врачами.
И верить, что все будет отлично. Если кота нормально обследовали ДО операции, то риски во время минимальны.