Христианская религия издревле подразумевает такой суровый институт как монашество. Во всех христианских странах мужчины и женщины при желании могут отречься от мирского и посвятить свою жизнь молитве и Богу.
Древняя Армения весьма богата мужскими христианскими монастырями, многим из которых давно перевалило за тысячу лет: Гегард, Гандзасар, Татев, Дадиванк и т.д.
А вот монахинь в стране почти не отыскать. Единственный действующий женский монастырь с семью послушницами - Газараван.
Почему же так интересно вышло, что в Армянской Апостольской церкви практически нет женщин-монахинь?
Для начала не лишне нам отметить, что еще полторы тысяч лет назад монахинь на армянской земле, где христианство установилось еще в 301-м году и где почитали святых дев Гайане и Рипсиме, было немало.
Однако в середине IV века нашей эры на престол армянский взошел молодой и ярый царь Пап (Պապ). На тот момент Великая Армения была измучена экономическим кризисом, обескровлена постоянной войной с персами, угнавшими в Иран тысячи армян.
Пап все это видел. И ради спасения нации и экономики был вынужден пойти на жесткие меры. В том числе, на церковную реформу. В частности, лишил армянские храмы дорогого убранства, сделав их суровыми и аскетичными.
Отдельно прошелся молодой царь по монашеству. Многих монахов определил в армию. А всех монахинь замуж за азатов - армянских рыцарей той поры. И запретил армянским дамам уходить в монашки.
Все эти реформы царя Папа высвободили немалые средства и помогли армянскому государству в очередной раз возродиться.
Свой запрет на женское монашество Пап обосновал еще и тем, что в Армении тяжелая ситуация с народом. И женщины рожать должны, а не монахинями становиться.
Отныне армянку стало привычно видеть женой или матерью, даже воительницей, сражающейся за родную землю в рядах войск, нежели сидящей в монашеской келье...
Положение армянского народа, вынужденного беспрерывно балансировать на грани выживания с IV-го века не улучшалось. А потому негласный запрет на женское монашество, ставший традицией, действовал аж до 2000-го года...
Пока католикос Гарегин II не разрешил армянкам становиться монахинями. Однако даже с того времени в монастыри ушло всего одиннадцать армянских женщин, и то преклонных лет.
Одна из самых известных в Армении монахинь, сестра Елизавета, недавно отметила 70-й день рождения. Женщина говорил, что ушла в глубокую веру сразу после событий 1988 года в Спитаке и Ленинакане. А монахиней стала в 2000-м.
- Прежде у меня и мысли не было , чтобы уйти в монастырь, потому что это армянские обычаи запрещали, - честно рассказывает Елизавета. - Я планировали стать врачом-хирургом и родить десяток детей. Однако Бог все же определил меня в служение себе. И знаете, я так счастлива...
Впрочем, традиция есть традиция. И армяне по-прежнему порицают уход своих женщин в монастыри. Ведь стране сейчас так остро нужны новые люди...