Если выехать из Хадыженска в северном направлении, то через 3 километра, минуя городские очистные сооружения, дорога приведёт в станицу Кабардинскую.
Станицу Кабардинскую ни в коем случае не надо путать с посёлком Кабардинка, который входит в состав муниципального образования города Геленджика и стоит на берегу Чёрного моря.
Станица Кабардинская находится в 80-ти километрах от Черноморского побережья, в Апшеронском районе - районе гор, лесов, охотничьих угодий и термальных источников.
Из-за созвучности названий посёлка и станицы однажды случился казус.
Тюменские нефтяники, не разобравшись в географии Краснодарского края, доверились риэлтору и начали дистанционно строить дома в станице Кабардинской, считая, что купили участки у моря.
Отстроили несколько коттеджей в два этажа, с подвалом и мансардой. Приехали летом посмотреть на них, чтобы согласовать отделку, и спрашивают у местных: "Где море?"
Станичники ответили: "У нас только Пшиш."
Расстроенные северяне продали свои дома совсем недорого и уехали.
Станица Кабардинская основана в 1864 году на месте небольшого укрепления возведённого одним из батальонов Кабардинского полка в месте слияния рек Пшиш и Широкой Балки. Названа по имени полка.
Поскольку посевных площадей здесь в конце 19-го века не было, то основным заработком жителей стала вырубка и продажа леса.
Склоны гор сложены из мягкой породы. Раньше их удерживали корни деревьев. В местах где лес был уничтожен - грунт начал оползать. На возвышенностях строится стало опасно.
Река Пшиш во время сильных дождей сильно разливалась. Размывая своё русло стала постепенно приближаться к домам - поэтому и в долине реки строились с опаской.
Но несмотря на это станица стоит здесь сто с лишним лет. Ведь раньше небольшие ежегодные разливы реки не наносили ощутимого ущерба имуществу.
В 1991 году прекратил своё существование совхоз который давал средства к существованию почти всем жителям Кабардинской. Многие станичники перебрались в город, где нашли себе работу. И в этот же год станицу впервые основательно затопило.
Дома, стоящие в низинах вдоль реки, были в воде до самых окон. Мост через реку Пшиш, соединяющий обе части станицы, был снесён. Людям, уехавшим в город на заработки, возвращаться было некуда. Так в станице появились первые брошенные дома.
С тех пор сильные наводнения в станице происходят с завидной регулярностью. Местные жители считают, что виной всему новый железнодорожный мост, построенный ниже по течению. Он мешает водоотведению при паводках.
Каждый раз из местных СМИ я узнаю, что все негативные последствия подтоплений всегда ликвидируются, людям выплачивают компенсации.
Сегодня решила посмотреть как выглядит станица и что держит здесь людей. По переписи 2010 года в станице проживало 2408 человек. Сколько проживает на 2020 год - точных сведений не нашла.
Начала я с района расположенного между рекой Пшиш и железной дорогой. Первая улица на которую попала, больше напоминала лесную тропу.
На этой улице все дома брошены.
На следующих улицах брошенные дома стоят вперемешку с вполне симпатичными крепкими и жилыми.
Все кирпичные строения, принадлежавшие когда-то совхозу, заброшены.
Железнодорожная станция не пострадала. Выглядит лучше прежнего.
В 2018 году в Кабардинской было самое сильное наводнение. Высота воды, затопившей некоторые строения, достигала 2-х метров. Сильно пострадали жилые дома, здания детского сада, школы.
Последнее подтопление в феврале 2020 года было относительно безопасным. Уровень воды, зашедшей в дома, остановился на отметке не выше 40 сантиметров.
Многие жилые дома после потопа 2018 года не подлежали восстановлению. В зонах подверженных затоплению идёт снос всех ветхих построек. Освободившиеся земли отдадут под контроль администрации Апшеронского района. Строиться на них запрещено - можно будет использовать только под огороды.
Здания школы и детского сада восстановили, просушили, помещения отремонтировали и только следы грязи впитавшиеся в белый кирпич на наружных стенах зданий, напоминают о буйстве стихии.
Около школы стоят два многоквартирных дома, тоже со следами наводнений на стене.
Но если один из них, больше похожий на общежитие, выглядит ужасно, то второй отремонтирован и кажется вовсе не пострадал.
Дальше я поехала к мосту, построенному в 2014 году по последним технологиям, вместо старого, который рухнул.
Новый мост не смоет теперь никаким течением, ведь он прошёл испытания самым сильным наводнением в 2018 году. По дороге рассматривала магазины, уцелевшую электроподстанцию, дома.
Вот и новый мост. Выглядит достойно. Слева видны остатки старого пешеходного подвесного моста.
Переехав мост оказалась в более уцелевшей части станицы.
Дома стоят на небольшой возвышенности. Здесь же расположена амбулатория рядом с которой висит колокол для оповещения о чрезвычайной ситуации. Сюда перенесли и администрацию сельского поселения. Неподалёку строится церковь.
Затем дорога спускается вниз и я попадаю на центральную площадь, где расположены магазин, почта, Дом культуры.
Напротив разбит станичный парк, построены новая спортивная и тренажёрная площадки, отреставрирован воинский мемориал.
Эта часть Кабардинской тоже подвержена затоплениям.
На автобусной остановке я разговорилась с девушкой, которая работает в станичной амбулатории. Она рассказала, что родилась и прожила здесь всю жизнь до 2018 года. Жили они в маленьком домике, недалеко от этой площади. Из коммуникаций у них было электричество и центральный водопровод.
Газ в станице собирались проводить два раза, привозили трубы, раскладывали по улицам и даже сварили магистраль в районе школы. Затем всё разобрали.
Отапливались они, как и все станичники, дровами. Когда их дом разрушило наводнением - семья получила компенсацию которой хватило на покупку домика на окраине Хадыженска. Сейчас конечно хорошо жить в доме со всеми удобствами, не топить печку. Но по станице и старому домику она скучает.
Многие её соседи тоже переехали в город, поближе к работе и более развитой инфраструктуре.
Но есть и те, кто получив компенсацию за утрату жилья, не захотел уезжать. Они построили или купили дома на улицах повыше.
Работы в станице нет. Кто-то работает в Хадыженске, кто-то устраивается в порты Тамани на работу вахтой. Одну неделю там, вторую дома - помогают жёнам в небольшом домашнем хозяйстве, которое служит подспорьем в трудные времена.