Многие знакомо понятие карбюраторного двигателя внутреннего сгорания.
Однако о "первых шагах" к системе управления двигателем знают немногие. Такими шагами и является системе экономайзера принудительного холостого хода или ЭПХХ.
Из работы карбюратора вспомним, что экономайзер или эконостат -это устройства, которые принадлежат к переходной системе карбюратора и они позволяют впрыскивать в карбюратор дополнительное количество топлива, когда нужно перейти с холостого хода тронуться с места или резко ускориться. Заметьте, ни о какой экономии тут и речи не идёт.
Понятие же экономайзер принудительного холостого хода связано именно с экономией топлива.
Система экономайзера принудительного холостого хода устанавливается на большинстве базовых моделей карбюраторов и предназначена для отключения подачи топлива системой холостого хода в режиме торможения двигателем и при выключении зажигания .
Благодаря этому сокращается расход топлива и выброс в атмосферу токсичных соединений , а также исключается самопроизвольное воспламенение рабочей смеси в цилиндрах после выключения зажигания (так называемый «дизелинг»).
Система холостого хода и переходная система первой камеры:
- шланг подвода разрежения к клапану экономайзера;
- пластмассовая заглушка винта «количества»;
- пластмассовая заглушка винта «качества»;
- эмульсионный канал системы холостого хода (часть канала с подстроечным винтом не показана);
- крышка карбюратора;
- воздушная заслонка;
- воздушный жиклер системы холостого хода;
- держатель с топливным жиклером системы холостого хода;
- канал забора топлива;
- эмульсионный колодец;
- электромагнитный пневмоклапан;
- шланг подвода разрежения к пневмоклапану;
- корпус дроссельных заслонок;
- входное отверстие канала подвода воздуха к кольцевому распылителю;
- выходные отверстия переходной системы;
- выходное отверстие системы холостого хода;
- канал подвода воздуха к кольцевому распылителю;
- игла клапана экономайзера;
- корпус диафрагменного механизма экономайзера;
- крышка диафрагменного механизма экономайзера
На место винта «количества» в корпус дроссельных заслонок установлен экономайзер принудительного холостого хода (рисунок 1). На холостом ходу разрежение из впускного трубопровода по шлангам через пневмоклапан , передается в наддиафрагменное пространство экономайзера. Благодаря этому клапан экономайзера находится в открытом положении . При снятии напряжения с выводов электромагнитного пневмоклапана 11 полость над диафрагмой экономайзера сообщается с атмосферой, и клапан (под действием разрежения в задроссельном пространстве карбюратора) закрывается . Канал холостого хода перекрывается, обороты падают.
Командный элемент системы ЭПХХ — электронный блок управления проводами, через монтажный блок соединен с катушкой зажигания, микропереключателем и электромагнитным пневмоклапанном 11.
Блок управления отключает пневмоклапан в режиме принудительного холостого хода: по частоте импульсов на выводе катушки зажигания блок определяет частоту оборотов коленчатого вала. Если она более 1600 об/мин блок управления отключает питание пневмоклапана и снова включает питание при падении оборотов до 1200 об/мин.
Микропереключатель подает напряжение на клапан в обход блока управления, когда дроссельная заслонка открыта. Когда педаль газа полностью отпущена, заслонка закрыта, контакты микровыключателя размыкаются и питание пневмоклапана происходит только от блока управления ЭПХХ.
Таким образом если на холостом ходу скинуть клеммы с микропереключателя то машина должна заглохнуть это будет свидетельствовать о исправности системы.
При выключенном зажигании напряжение на электромагнитный пневмоклапан не подается и клапан экономайзера закрыт.
Таким образом электронный блок управления ЭПХХ позволяет автоматически уменьшить расход топлива при торможении двигателем. На затяжных спусках, при движении с включенной передачей, когда "колёса крутят трансмиссию и двигатель" и обороты растут. ЭПХХ перекрывает подачу смеси по каналу холостого хода, позволяя экономить топливо.