Фотография в переводе с греческого — светопись.
От освещения в фотографии зависит всё, свет и только свет создает картину, которую мы с вами видим на фото. Расскажу, как я охотился за нужным светом для этой недавней фотографии Николо-Угрешского монастыря на фоне мрачных труб ТЭЦ-22:
Фото выложил у себя в инстаграме, запостил в несколько групп. Вышло местами скандально: многие не верили, что такое вообще возможно, утверждали, что это фотошоп, фейк, фотомонтаж и так далее:
Ну что ж, расскажу подробнее, как я охотился за этим кадром, как его в итоге снял, и как затем обрабатывал. Поехали!
1️⃣ Ракурс подсмотрел у товарища Скорохода, который снял эти фото ещё в 2005 году. Обратите внимание, насколько быстро меняется свет: между этими снимками меньше 20 минут, а столбы пара от ТЭЦ освещены совершенно по-разному:
2️⃣ Проезжая по МКАД, не раз замечал, как выбрасываемый ТЭЦ пар выглядит натуральной грозовой тучей. А нельзя ли так же, только с другой стороны? Прикидываю: нужно солнце и северо-западный ветер, чтобы пар сносило влево по кадру — тогда со стороны монастыря он окажется в тени. И самое главное — нужен мороз. Чем сильнее мороз, тем плотнее пар, тем меньше он пропускает свет и тем больше шансов получить нужный эффект:
3️⃣ Первая попытка съемки — и полный провал. Вся местность окутана плотным туманом. Монастырь видишь? — и я не вижу. А он есть, прямо по центру кадра:
Впрочем, день зря не пропал, удалось полетать вдоль воды и снять мистическое белое безмолвие:
^^ Кстати, это и другие фото доступны в качестве обоев на моем телеграм-канале.
4️⃣ Вторая попытка спустя неделю. Вроде неплохо, но температура околонулевая, пар жиденький, да и ветер не в ту сторону. Плюс точка съемки слишком далеко, купола теряются в дымке:
5️⃣ Третья попытка. Мороз трещит, солнце светит, ветер дует почти куда надо. Даже слишком: длинный шлейф пара накрывает сам монастырь, который тоже оказывается в тени. Выбираю точку взлета поближе к монастырю, но при этом за городской чертой. Снимаю подальше, поближе, повыше, пониже, на широкоугольник и на телевик. Дубли, дубли, с двух часов дня и до заката:
6️⃣ Снимаю на оба аппарата: большой Inspire 2 со сменной оптикой и на маленький Mavic 2 Pro. Только успеваю менять объективы, батареи и флешки:
7️⃣ Наконец буквально на пару минут в шлейфе пара появляется небольшой просвет. На этом панорамном фото хорошо видно, что вообще происходит. Из-за мороза горячий пар из градирен и газовый выхлоп из труб конденсируют влагу из воздуха, из-за чего пар становится еще плотнее. Сверху шлейф белый, как и положено безвредному пару, а вот снизу — натуральная чернота. Глубокая тень накрывает и окрестности, на фоне которых ярко сверкает белоснежный монастырь. Эта фотография — практически без обработки:
8️⃣ Из шести сотен снимков выбираю нужный ракурс, слегка обесцвечиваю фон, добавляю контраст, работаю с тенями, делаю более яркими купола. Так как цель — получить документальный кадр, я ничего не коллажирую, не дорисовываю и не убираю. Только цветокоррекция:
И напоследок — снова фото на закате того же дня, и снова совершенно другой вид, сказочный и волшебный. В фотографии свет — это всё:
А вы как считаете, это честное фото или фейк? Пишите в комментариях!