«День хвали вечером,
жен — на костре,
меч — после битвы,
дев — после свадьбы,
лед — если выдержит,
пиво — коль выпито».
(«Речи Высокого», Старшая Эдда).
Ну вы поняли, да? Сначала сделай, потом выноси оценку. В полном соответствии с речами Высокого (Высокий - это Один) выношу свою оценку финалу финалов моего любимого сериала «Викинги», последней части 6 сезона, состоящей из 10 серий. Периодически устраиваю себе, как я его называю, день-тюлень, когда я просто валяюсь на диване с чипсами (да, на диване с чипсами) и смотрю любимые сериалы. Вот так за один день я и «проглотила» все 10 серий финала финалов.
Что по этому поводу имею сказать. В 6 сезоне имеется Данила наш Козловский, и с большой радостью констатирую - своих зарубежных коллег он полностью затмил своей игрой. Конечно, по сценарию не обошлось без эдакого клиширования образа «плохого русского», но всю гамму противоречивого характера своего персонажа - конунга князя Олега, прозванного Вещим - и всю силу своего актёрского дарования Козловский с размахом продемонстрировал в кадре, напрочь убирая молодую скандинавскую поросль.
Тут есть все: гнев, хитрость, коварство, жестокость, честолюбие, ревность, любовь. Крушит ли он в ярости древнерусскую мебель, плачет ли, сожалея о содеянных злодеяниях - веришь. Да и внешне его герой смотрится выигрышно - нарядно обряженный, ухоженный. Правда, его модная стрижка навевает мысли о том, что к князю Даниле Олегу в терем на регулярной основе наведывался древнерусский барбер, но даже если так, все равно - как говорится, знай наших. Наш экспортный продукт. Я считаю работу в этом сериале большой международной удачей нашего артиста.
Я намеренно не касаюсь тех искажений, которым подверглась наша #история от рук создателей сериала. Они это как-то комментировали, мол, тут не об исторической правде, а о зрелищности. Историю Скандинавии, Франции и Англии они тоже лихо смиксовали, ну да ладно, исторические сдвижки и допущения в данном случае могу принять именно ради зрелищности и поворотов сюжета. Это все же художественный, а не документальный продукт. Хотя некоторые сцены по части реконструкции того, что описано в источниках, сделаны исключительно детально и натуралистично.
И второе - это уже ко всему сериалу, не только к финалу. Мне очень нравится мощной линией проходящая через весь сериал тема дев щита, воительниц. Некоторые девицы по сериалу аж самостоятельные ярлицы и конунгицы. При этом я уверена, что на всем протяжении истории Скандинавии реально существовавших воительниц было меньше, чем в одном кадре сериала (но были! археология это подтверждает, да и саги тоже, они ведь не просто так сложены).
Однако такая трактовка гендерного равенства мне показалась очень симпатичной - героини делали свой выбор сами, по сериалу у них была эта возможность. Да и собственно, откуда мы можем знать точно? Может, в эпоху викингов каждая вторая девица-викингица искала себе приданое в набегах и походах? Да и мужа заодно. А потом можно было спокойно осесть себе на берегу какого-нибудь дальнего фьорда, завести свою ферму, возделывать землю - #викинги ведь не только воины, но в первую очередь земледельцы. Это вполне себе жизненная трактовка для того периода. Доказать ее силами исторической науки вряд ли получится, но и полностью отрицать - тоже. Да и правительницей экранного Каттегата в конце концов становится... нет, не буду спойлерить.
И все же за один кадр с хитро ухмыляющимся Рагнаром из предыдущих сезонов можно с лёгкостью отдать все 10 серий финала финалов. Шутка.