Найти в Дзене
Crush.science

Будь проще: как работает бритва Оккама

Кто бы мог подумать, что советы из серии «ты всё усложняешь, надо быть проще!» - это не обычная диванная психология, а практическое применение так называемой «бритвы Óккама». Казалось бы, философские изыскания хороши только для академической науки, но бритва Оккама – это один из принципов мышления. Наш мозг так работает, хотим мы этого или нет.

Бритва Оккама (или лезвие Оккама) – это один из известных методологических принципов, который в общем виде формулируется так: «Не следует привлекать новые сущности без необходимости». И в этой формуле без дополнительных фактов, похоже, не разобраться.

Начнем с того, что классическая формулировка, приписываемая монаху-францисканцу XIV века
Уильяму Окканскому, на самом деле ему не принадлежит. Базовое содержание этого принципа было известно как минимум со времен Аристотеля, который писал: «Мы можем признать превосходство доказательства, которое выводится из меньшего числа аксиом и гипотез». Роберт Гроссетест в XIII веке расширил сказанное Аристотелем: «Лучше и более значимо то, что требует меньше, когда остальные условия остаются прежними… Если одно явление доказывается из множества, а другое из малого количества одинаково известных исходных условий, очевидно, что лучше то, что требует меньше исходных, так как заставляет нас понимать быстрее». Сам же Оккам отмечал: «Что может быть сделано на основе меньшего числа [предположений], не следует делать, исходя из большего» и «Многообразие не следует предполагать без необходимости».

Уильям Оккам жил и работал в период раскола западных философов на два лагеря – «номиналистов» и «реалистов». Они спорили о том, что такое собирательные понятия ("река", "книга", "рыба"). Это только названия или за ними стоят некие реально существующие сущности? Реалисты считали, что есть, например, «рыбья сущность», частными проявлениями которой будут карпы, лещи, щуки и окуни.

Номиналисты, к которым можно отнести и Оккама, были уверены, что общие понятия – это всего лишь слова, обозначения, а в реальности существует только конкретные предметы и явления.

Победа номиналистов подстегнула интерес к изучению мира и, как следствие, развитие всей европейской науки. Ведь в противном случае на любой вопрос существовал бы универсальный ответ. Почему небо голубое? Почему летают птицы? Как рыбы дышат под водой? На все вопросы был бы один ответ - такова их сущность.

Бритва Оккама по сути призывает нас обращаться к разуму, а не к воображению. Когда вы слышите стук копыт, думайте о лошадях, а не о единорогах!

Разберем на примере из геометрии. Предположим, что есть несколько способов доказать одну теорему. Первый способ решения использует две аксиомы, второй способ – четыре. С точки зрения бритвы Оккама предпочтение должно быть отдано первому способу, как использующему наименьший достаточный инструментарий. В современной науке принцип понимают так: не надо без необходимости вводить новые законы, чтобы объяснить какое-то новое явление, если это явление можно исчерпывающе объяснить старыми законами.

Сложно? Вернемся к обычной жизни. В период эпидемии гриппа к доктору обращается пациент со следующими симптомами – повышенная температура, головная боль, слабость. Действуя именно по принципу бритвы Оккама, доктор предположит у пациента грипп, а не редкое аутоиммунное заболевание (если, конечно, это не сериал про доктора Хауса).

Однако, не стоит упрощать бритву Оккама до крайности и утверждать, что обычно верен самый простой ответ. Настоящее значение этого принципа, по мнению Харлана Кобена, акцентируется на другом: «Вы не должны «захламлять» теорию, если существует более простое объяснение. Обрубите лишнее».

В связи с этим Альберт Эйнштейн так сформулировал принцип бритвы Оккама: «Всё следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того». Помните, даже Платону потребовалось уточнение. Однажды ученики попросили его дать определение человека. Философ сказал: «Человек есть животное на двух ногах, лишённое перьев».

Услышав это, Диоген поймал петуха, ощипал его и объявил: «Вот платоновский человек!» Пришлось Платону после этого добавить к своему определению: «И с плоскими ногтями».

Так что избавляйтесь от лишнего, друзья. Но не перестарайтесь!

Американский поэт Джеймс Уиткомб писал: «Когда я вижу птицу, которая ходит как утка, плавает как утка и крякает как утка, я называю эту птицу уткой.»

Подписывайтесь на наш канал , чтобы не пропустить крутые материалы, и на наш инстаграм для вдохновения. Поддержите интересные статьи лайком: для нас важно видеть, что вам интересно то, о чем мы пишем.