В 2019 г. отдыхая в Санкт-Петербурге, мы посетили Меншиковский дворец на Васильевском острове, где проходила выставка отопительного оборудования для дворцов в ХIХ - ХХ вв. "Искусство комфорта . переносные отопительные приборы 19 - 20 вв."
Коллекция малогабаритных переносных печей 19 - 20 вв. ярко иллюстрируют сочетание декоративно-прикладного искусства и технического прогресса. Все стили и направления западноевропейского искусства от историзма до ар деко отразились в оформлении этих утилизированных предметов - замечательных образцов художественной промышленности.
Небольшие размеры печей позволяли использовать их для экономичного обогревания помещений, располагая рядом с камином, или стационарной печью, в любом месте, где имелся дымоход. Если для служебных помещений вполне подходили простые черные печи, то убранство печей изящной формы с богатым декоративным оформлением цветной эмалью, никелированными украшениями, имитирующими майолику, было способно удовлетворить самый изысканный вкус и вполне подходило к разнообразной сильной обстановке апартаментов. Поэтому подобные печи устанавливались в парадных и жилых помещениях не только для обогрева, но и украшения интерьера.
Экономичная печь 19 - 20 вв. состояла из чугунного корпуса, имеющего дверку для забрасывания топлива обеспечивало непрерывное горение всю зиму без ежедневного растапливания. Печи непрерывного горения были выгодными, потому что все топливо превращалось в пепел.
Данный прибор не нарушал вентиляции комнат. Однорычажный регулятор притока воздуха позволял контролировать скорость горения, а вращающаяся колосниковая решетка - быстро удалить золу, не открывая ни одной дверки. Между верхней и нижней частями печи находилась дымовая камера, из которой газы горения через жестяную трубу уходили в дымоход. Под отверстием дымовой трубы находилась специальная задвижка для выпуска холодного воздуха.
Некоторые модели печей в верхней части имели плиту для приготовления пищи, или сушки древесины , фруктов и мокрой одежды. Выпуклая крышка над плитой служила украшением.
В наши дни такие предметы художественной промышленности встречаются редко. Они мало представлены в музейных собраниях России. В европейских странах многие тщательно выполненные печи времени Эдуарада 7 были убраны в 1940 г. "в помощь" войне" для переплавки. Печи, сделанные в России, сданы в металлолом.
Принципы искусства художественной промышленности наиболее ярко проявились этих утилитарных предметов. Каждая печь - индивидуальна не только по своему назначению и техническому устройству, но и стилистическому решению. Именно поэтому эрмитажная коллекция уникальна, репрезентативна и необычно интересна для изучения истории производства и конструкции, декоративного оформления печей последней трети 19 - 1930 гг.
Подписывайтесь на мой блок, дочитывайте статьи до конца, узнаете много нового не выходя из дома.