В 2021 году - 11 февраля. Новолуние перед весенним равноденствием (наступающее до полнолуния, предшествующего равноденствию).
©Виктор Крескин. По материалам книги - обзора славяно-русских народных праздников: © "Русская Матрёшка: Праздьнъ в традиции"
Сегодня, чествуя Велеса, принято исходить из установленного православной церковью дня почитания Власия Севастийского — 11февраля в старом стиле или 24 февраля в современном. "…Въ Степенной книгѣ, а также и въ Никоновской лѣтописи, скотій богъ называется Власіемъ, а въ лѣтописи подъ 1229 годомъ Власій называется Волосомъ" (Дубровский Н.: 1). Однако день почитания Велеса, — Бога, которому безразличны все наши календари и их разночтения, не мог быть "привязан" народом ни к какому из них, кроме солнечно-лунного. С Дня Велеса в дохристианские времена начинались народные гуляния, длившиеся две недели — от третьего (как правило) новолуния после зимнего солнцестояния до Полнолуния. В отдельные годы (например, 2021) третье новолуние приходится на 13 марта и следующее за ним полнолуние будет 28 марта, то есть – после весеннего равноденствия. В связи с этим День Велеса (и следующая за ним Масленица) отмечается на месяц раньше.
"Наконецъ празднованіе Св. Власію, совершаемое нашею церковію 11-го Февраля, весьма часто совпадаетъ съ мясопустной недѣлей, или масляницей, т.е. съ прежнимъ языческимъ празднествомъ богу Волосу, которое совершалось всегда ранней весною и сопровождалось пиршествами, борьбою и другими играми, свойственными языческимъ народамъ" (1). Далее, с первого Новца после весеннего равноденствия наступит весеннее (мартовское) Новолетие, сопровождающееся обрядами встречи Весны.
Определяя день Велеса в народной традиции, необходимо обратить внимание на близость дней св.св. Макария и Власия: 19 января и 11 февраля в старом стиле (или 1 и 24 февраля — в современном), где обоих молили "о скотинке". Например, в Кенозерье (Архангельск) "… в благодарность преподобному Макарию, а также для сохранения своего хозяйства, в престольный праздник церкви жертвовали живую скотину. В качестве даров в "Макарье" несли "даньку": яйца, масло и шерсть" (Мелютина М. Н.: "Священный календарь Кенозерья": 2). Именно в этот день масло являлось основным жертвоприношением хранителю домашнего скота. 5 февраля обращались с теми же просьбами к Агафье-"коровнице", 1 февраля - к Трифону-"гонителю зверей", 15 февраля - к Онисиму-"овчарнику". Как отметил Болонев Ф.Ф. (7), "Церковь приурочила празднование четырех святых, благодетельствующих скоту, именно к февралю...". Все эти даты в далёком прошлом были связаны с подвижным Новолунием, предшествовавшим Маслянице и посвящались Велесу.
Период Новолуния в разные годы может совпадать или быть близким к дням памяти как Макария, так и Власия, что ускорило перенос на этих святых функций Велеса. Существенным является сохранение в памяти народа взаимосвязи Дня Велеса именно с Масленицей, а не с установленной церковью датой памяти св. Власия — 11 февраля. "Этот праздник приходится обыкновенно на масленицу, но всегда откладывается до четверга первой недели Великого поста… Между тем украинцы "переносят день памяти Власия с 11 февраля на четверг масленой недели" (Успенский Б. А.: 3). Отмечается день Власия-Велеса празднично, в древних же традициях, с ритуалами, принятыми в том или ином месте. "Наш народ нуждается в особом ходатае, помогающем в обыденной и будущей загробной жизни" (4).
В ближайшей связи с Богами и духами хтонического мира, с Велесом — покровителем домашнего богатства/хозяйства, включая скотину, находится Домовой. Он, обладающий индивидуальностью — явленной в мире живых одухотворенной ипостасью Змея (Ящера, Кащея), воплощает в себе и дальнего первопредка каждой семьи, рода. Бог Велес и Домовой–Дух не тождественны, но равно почитаются хранителями домашнего хозяйства: "Недаром и тот, и другой, по зафиксированным выражениям, "наблюдают скот", предохраняют его от несчастий" (Чичеров В. И.: 5). Почитание Велеса и Домового, в последнюю безлунную ночь перед весенним равноденствием, в период двоеверия также сместилось к ближайшим церковным праздникам с сохранением ритуалов, не имеющих связи со святцами. "В январе-феврале, сочетаясь с культом Власия, совершались обряды умилостивления домового, которого "почесть надо". Почитание домового может быть сопоставлено с почитанием Власия — "скотьего бога" (5).
Если покровительство Велеса наши предки смогли "переложить" на церковного Власия, то дух Прапредка — Домового, как культ мертвых, никак с ним не увязывался. Его умилостивают перед Великим постом, "закармливают" в день прп. Ефрема Сирина (28 января/10 февраля), оставляют ему кашу на загнетке с просьбой беречь скот. Домового чествовали на Анну-Пророчицу 3 февраля (в старом стиле), 25 февраля (на Тараса-"кумашника") и т.д. Все эти угощения Домового, принятые в разные дни в разных регионах, соответствовали в древности к подвижному безлунному времени накануне весеннего равноденствия. Разброс дат, отсутствие их прямой связи с сакральным временем, противоречивость мнений о "пробуждении" Домового, который вообще спать не может и прочие нестыковки свидетельствуют только о прерывании древней традиции. Связь Домового с Днем Макария-Власия-Велеса сохранилась до настоящего времени у старожилов: "Для задабривания домового в селах с Русским населением практиковались обычаи кормления, угощения, одаривания домового: "Эта празьник на Власия звать яго, у дванаццать часоу" (Виноградова Л. Н., 6).
1. Дубровский Н. Масляница. — М., 1870
2. Кенозерские чтения — 2009. Этнокультурный ландшафт Кенозерья...: — Архангельск, 2011
3. Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. — М., Изд-во Моск. ун-та, 1982
4. Русский фольклор. Материалы и исследования, вып. XXXIII, — СПб., 2008
5. Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI—XIX веков. — М., изд. АН СССР, 1957
6. Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. - М., "Индрик", 2000
7. Болонев Ф.Ф. Календарные обычаи и обряды семейских. - Улан-Удэ, Бурят, кн. изд-во, 1975
Подписывайтесь на статьи о народных праздниках, группа "Праздьнъ в традиции": ВКонтакте Фейсбук Телеграм
#деньвелеса #домовой #языческийпраздник #народныйпраздник #велес #богиславян