Найти в Дзене
Машина времени.

7 февраля 1857 года. Рождение предка РЖД.

Модель паровоза 1857 года. Картинка из открытого доступа.
Модель паровоза 1857 года. Картинка из открытого доступа.

В этот день 7 февраля 1857 года российским императором Александром II был подписан указ об учреждении Главного Общества Российских Железных Дорог. Но было ли это началом железнодорожного движения в России? И как оно развивалось на протяжении всей своей истории?

Зарождение железных дорог в Росси берет свое начало еще в XVIII веке. В 1788 году в Петрозаводске был построен первый Чугунный колесопровод. Конечно, не было еще речи ни о каких паровозах. По этому колесопроводу двигались вагонетки с рабочими Александровского пушечного завода, а также и его продукция - пушки длинной 3-5 метров.

Фрагмент первого колесопровода. Фото из открытого доступа.
Фрагмент первого колесопровода. Фото из открытого доступа.

Только в 1835 году Францу Фон Гестнеру, профессору Венского политехнического института удалось убедить императора Николая I о пользе железной дороги. Он же и стал руководить ее строительством после создания Общества акционеров для строительства железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского села с продолжением до Павловска.

Пробная поездка по первой железнодорожной ветке в Российской империи была произведена на перегоне между Павловском и Царским селом 27 сентября 1836 года. Тогда поезд был еще на конной тяге. А первая полноценная поездка состоялась только спустя год 30 октября 1837 года.

Первая железная дорога в России. Картинка из открытого доступа.
Первая железная дорога в России. Картинка из открытого доступа.

До 1942 года первая железная дорога в Росси оставалась единственной, пока император Николай I не издал указ о строительстве железной дороги из Санкт-Петербурга в Москву. Строилась она целых 9 лет, а после смерти императора Николая в 1855 году эту дорогу назвали, в его честь, Николаевской. Позднее, после революции, в 1923 году она получила имя Октябрьской железной дороги.

Спустя два года, сын Николая I Александр II 26 января 1857 года подписал указ о создании сети железных дорог, а 7 февраля того же года появляется прародитель сегодняшнего РЖД - Главное Общество Российских Железных Дорог.

Железные дороги в России начали развиваться и к 1860 году протяженность железнодорожных путей уже насчитывала 1560 км, а после отмены крепостного права в 1861 году, новые экономические системы и административные изменения поспособствовали дальнейшему развитию российских железных дорог.

В 1865 году создается Министерство путей сообщения (МПС), которое ведает российскими железными дорогами до самого 2001 года с перерывом с 1917 по 1946, когда оно поменяло название на Наркомат путей сообщения (НКПС).

Железные дороги продолжали активно развиваться, к 1875 году их протяженность насчитывала более 20 000 километров, а к 1900-м годам - более 50 000 километров.

31 мая 1891 года рядом с Владивостоком прошла церемония начала строительства железной дороги через всю Сибирь, порученного императором Александром III своему сыну Николаю. Строительство Транссибирской магистрали продолжалось долгие 25 лет и закончилось сдачей моста через Амур рядом с Хабаровском 18 октября 1916 года. По сей день эта магистраль считается самой длинной железной дорогой в мире.

Железнодорожный мост через Амур.
Железнодорожный мост через Амур.

После революции 1917 года во время Гражданской войны была разрушена большая часть железнодорожной сети (более 60%) и практически полностью уничтожен подвижной состав. Очень многое пришлось отстраивать заново. Восстановить дореволюционный уровень развития удалось только к 1928 году.

В конце 1920-х годов железные дороги начали переходить на электричество. Первый электропоезд был пущен 13 мая 1926 года между городами Баку и Субунчи, а 1 октября 1929 года электропоезда начали ходить между Москвой и Мытищами. Конечно, паровозы еще никто не отменял. Их выпускали вплоть до 1956 года, а ходили они до конца 1970- х годов и только в 1980 году железные дороги полностью стали обслуживать электро и тепло поезда.

Первый электропоезд. Фото из открытого доступа.
Первый электропоезд. Фото из открытого доступа.

Во время Великой Отечественной Войны, даже не смотря на постоянные бомбежки со стороны фашистской Германии, железная дорога не прекращала своей работы и, даже, продолжала развиваться. В эти годы была проложена Северо-Печерская железная дорога до Воркуты и Волжская рокада.

В 1960-1980х годах прошлого века продолжается строительство железнодорожных веток на территории Сибири, а в 1984 году открылось движение на Байкало-Амурской магистрали. В этом же году был пущен скоростной поезд между Москвой и Санкт-Петербургом, которой не уступал по скорости сегодняшнему Сапсану, который был пущен в 2009 году.

Сапсан. Фото из открытого доступа.
Сапсан. Фото из открытого доступа.

Начало XXI века ознаменовалось прекращение деятельности Министерства путей сообщения. В 2001 году все его функции и имущество было передано Российским железным дорогам. С этих самых пор РЖД продолжает дело своего предка, Главного Общества Российских железных дорог, созданного более полутора века назад. Железные дороги России продолжают свое уверенное развитие, но это уже совсем другая история.

Пишите в комментариях ваше мнение о моей сегодняшней статье и подписывайтесь на мой канал. Будет еще много интересного.