В середине 30-х годов у Сергея Эйзенштейна дела шли не очень хорошо. Тучи над режиссёром сгущались. Некоторые его коллеги уже были арестованы, а работы Сергея Михайловича подвергались цензуре и жёсткой критике.
Но талант Эйзенштейна руководство осознавало и режиссёру дали возможность реабилитироваться, сняв исторический фильм. На выбор были предоставлены три темы: Иван Сусанин, Минин и Пожарский, Александр Невский.
Эйзенштейн для фильма выбрал личность Александра Невского. Мотив был довольно любопытный. В отличии от остальных предложенных исторических личностей, об Александре Невском было мало информации и это давало режиссёру широкий простор для творчества.
В фильме причудливым образом сплелись реалистичность и фантазия режиссёра.
Так, например, к созданию костюмов и оружия относились трепетно, пытаясь воссоздать их с максимальной реалистичностью. А сама битва на Чудском озере имеет мало общего с историей.
Есть мнение, что батальные сцены в "Александре Невском" ставились на основе произведений Пушкина: "Руслан и Людмила" и "Полтава".
Батальные сцены в "Александре Невском" уникальны и одна из самых заметных особенностей в том, что кадры сражения занимают треть всего фильма.
Работы над сценами сражений предстояло много, а затягивать съёмки руководство, разумеется, не разрешало. Битву на заледеневшем озере пришлось снимать летом, что добавило трудностей съёмочной группе.
Снимали сражение в Москве, заасфальтировав недалеко от Мосфильма площадь в тридцать тысяч квадратных метров.
Площадку засыпали опилками и солью, а для придания снежного блеска добавили мела и залили всё это жидким стеклом. Ломающиеся льдины изготовили из пенопласта и фанеры.
Для актёров изготовили реалистичные шубы и доспехи, которые приходилось носить под палящим солнцем. Нелегко было всем.
Удивительно, но фильм не только успели снять за отведенное время, но и даже смогли опередить утвержденный график.
Фильм оказался очень актуальным. Вскоре началась ВОВ и кино о победе над тевтонскими захватчиками давало зрителям нужный посыл. Также, этот фильм породил уникальный случай в фалеристике. На ордене Александра Невского оказался профиль Николая Черкасова, исполнившего главную роль в фильме.
А вот в ФРГ фильм долгое время был запрещён, что, впрочем, и не удивительно.