7 февраля пензенскому детскому православному центру «Серафим» исполняется 4 года. За это время добрые крылья ангела, в честь которого назван пансион, обогрели 75 детей. Девиз пансиона: «Возвращаем детство — сохраняем семью».
За помощью в приют может обратиться любая семья Пензенской области, попавшая в трудную жизненную ситуацию. Сейчас в пансионе проживают 18 воспитанников в возрасте от 5 до 12 лет.
«Бог приведет тебя за руку»
Аналогов «Серафима» в России нет. Главная задача — помочь родителям, а не лишать их прав. Мамы и папы могут видеться с детьми и забирать их в любое время. Возглавляет пансион Ольга Пронькина. Этот добрый дом круто изменил ее жизнь.
«В 40 лет я в лишилась любимой работы и потеряла близких, — с горечью вспоминает Ольга Александровна. — За плечами было педагогическое образование и внушительный стаж работы маркетологом. Как раз в это время узнала об идее Пензенской епархии создать приют, где можно на время оставить ребенка, пока взрослые выбираются из жизненных коллизий. И поняла, где применить имеющиеся у меня знания.
На первых порах волновалась: а ну как не получится вытянуть такой проект? Но однажды на службе в церкви ко мне подошла незнакомая старушка и прошептала: «Дочка, ты очень добрая — Бог приведет тебя за руку к твоему делу!»
В общем, мы стали искать для будущих постояльцев отдельный дом. Вариантов было немало, но как только владельцы слышали, что здесь будут жить дети, отказывались.
Повезло лишь через пару месяцев — обнаружили пустующий двухэтажный особняк на улице Максима Горького. Старинное резное здание было в полной разрухе. Собственники согласились сдать его нам и зачесть ремонт в счет арендной платы». Из дома вывезли тонны мусора! И все своими руками — Ольге помогали муж Дмитрий и сын Кирилл (сейчас ему 24 года). Заменили двери, батареи, потолки, покрасили стены, настелили полы. Ремонт сделали в рекордные два месяца — уже 5 января 2017 года сюда въехал первый воспитанник, мальчик из Донецка.
А 7 февраля приют освятил его идейный вдохновитель — митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим. Правда, в резном домике пансион пробыл всего год — затем владелец увеличил арендную плату в два раза. Такая сумма без помощи государства — за гранью фантастики. Ольга Александровна обратилась к владыке Серафиму, после чего пансиону предоставили помещение при Успенском кафедральном соборе. В будущем приют должен переехать в собственный дом, где можно разместить гораздо больше «серафимчиков».
Такие разные «серафимчики»
У каждого постояльца «Серафима» — своя уникальная судьба. Тот самый «первенец», мальчик из Донецка, бежал с Украины в Пензу вместе с бабушкой — без денег и документов. Прожил здесь три месяца, а потом семья перебралась в Москву к родственникам.
Другая история: мама с сынишкой прибыла в Пензу из райцентра. На съемное жилье денег не хватало, ночевала на вокзале, а ребенка оформила в пансион — чтобы в чистой теплой постельке спал и был накормлен. Каждые выходные приходила навещать, а потом уже встала на ноги и забрала малыша.
Одним из самых юных воспитанников православного приюта стал двухлетний Ваня. Его мама после драматичного развода оказалась на улице — пришлось на время пристроить мальчика в «Серафим». Ребенок плакал, тосковал, дрожа всем тельцем, — нянчились с ним всем педагогическим составом. Ольга Александровна сама засиживалась с малышом допоздна, читала сказки, баюкала на руках…
Увы, не всегда за жизненной коллизией быстро следует хеппи-энд. Но если не терять надежды, он непременно случится… Однажды в пансион привели трехлетнего Павлика (имена всех детей изменены. — Прим. ред.) Мама его выпивала, мальчик пугался людей — ругался матом, бил, кусал других детей и совсем не улыбался. Через месяц на свой день рождения Пашка впервые увидел именинный торт и искренне не понимал, зачем нужно задувать свечи. Мать периодически забирала сынишку домой. В последний раз он вернулся от нее с ожогом во всю спину.
В период пандемии пансион не смог принимать мальчика. А в один из дней Ольге Пронькиной сообщили, что женщина погибла — в доме вспыхнул пожар. К счастью, ребенок не пострадал, но видел эту трагедию… На горизонте замаячил детдом.
«Я очень хотела взять Пашу к себе, — говорит Ольга Александровна. — Но мне не разрешили оформить временную опеку, а потом дело осложнилось пандемией. Павла отправили в областной реабилитационный центр в Кичкилейке. Потом узнала, что у мальчика обнаружились родные братья и сестры, которые давно живут в приемной семье в Кузнецке. Эти же родители с любовью приняли к себе и Павла».
Бывает, в «Серафиме» детки ожидают, когда их родители закодируются от алкоголизма или найдут работу. Но шестилетняя Алина — особый случай: ее маме предстояла сложная операция, а других родственников на всем белом свете у них нет. Женщина приходила в приют, чтобы убедиться, что обстановка тут прекрасная: проживание и питание бесплатные, педагоги грамотные, дошкольное образование ни в чем не уступает частным детским центрам. Да еще и благостный компонент присутствует — детям дают азы православия, водят в храм… В общем, операцию мама Алины перенесла хорошо и, пройдя реабилитацию, забрала дочь домой.
В пансионе созданы условия для детей разных возрастов. Для дошкольников работает школа раннего развития «Божья коровка», есть уроки хореографии, еженедельные занятия с психологом и логопедом, а для старшей группы организованы тренировки по шорт-треку.
С верой в чудо
В необычном доме малышей кормят шесть раз в день. Среди новичков нередко попадаются ребята, отродясь не видевшие ни домашнего супчика, ни котлеток… Вот почему администрация «Серафима» просит благотворителей не заваливать детей конфетами, а лучше привезти хорошего мяса и сливочного масла.
Пожалуй, труднее всего «Серафиму» пришлось в пандемию. Все предприятия обязаны были распустить сотрудников, и приют тоже. Ребятишек отправили по домам, но некоторым мамам даже нечем было их кормить… Поэтому Ольга Александровна вместе с мужем развозили продуктовые наборы своим 16 подопечным, а некоторым даже оплачивали съемное жилье.
Сейчас здесь есть все, что во многих пензенских семьях не всегда могут обеспечить детям. Досуг подопечных скрашивают поездками и экскурсиями. Ребят возили в Ульяновск — в аквапарк, на базу отдыха в Спасском районе, на море, в Дивеево.
При этом здесь всегда рады любой помощи — например, в детском православном центре радуются, когда неравнодушные пензяки приносят свои соленьяваренья. Но бывает, увы, и абсолютный неликвид: порой ношеные вещи, которые передают люди, можно только на помойку отнести…
Случаются в «Серафиме» и настоящие чудеса — а как же без них, с верой-то в сердце! Самый удивительный случай приключился в первый год существования приюта. До выплаты зарплат сотрудникам оставалось три дня, а наличных средств не было — как говорится, от слова «совсем». Ольга Александровна обзвонила всех известных ей меценатов, но и у тех свободных средств не нашлось. Хотелось забиться в уголок и разрыдаться. Но ноги сами понесли директора в храм.
Первой иконой, на которой остановился взгляд, оказался образ святителя Спиридона Тримифунтского — когда-то в Москве Ольга Александровна выстояла несколько часов, чтобы приложиться к его мощам, привезенным с Корфу. «Я зажгла перед иконой свечу и обратилась со слезной просьбой к угоднику Божию, — вспоминает она. — А утром на счет нашего пансиона один из благотворителей перевел 150 тысяч рублей — этой суммы как раз хватило, чтобы оплатить работу всех сотрудников!»