33,3K подписчиков

Насколько безопасно покупать и продавать вещи на «Авито»?

455 прочитали
Фото: Daria Nepriakhina / Unsplash
Фото: Daria Nepriakhina / Unsplash

Разбираемся, как устроены шеринговые платформы и как защититься от мошенников в объявлениях.

Что такое классифайды, или шеринговые платформы?

Шеринговые платформы пришли на смену комиссионккам и таким газетам, как «Из рук в руки». Издание считается первым классифайдом в России: оно выпускалось с 1992 года в печатном виде, в 1997-м появился электронный вариант.

В мире одним из первых классифайдов был американский Craigslist.org, основанный в 1995 году. В 2004 году инвестором ресурса стал интернет-гигант eBay. По данным аналитической компании Research and Markets, в 2018 году Craigslist.org был самым посещаемым классифайдом в мире с ежемесячной аудиторией 60 млн человек, второе место в рейтинге в прошлом году занимал российский онлайн-ресурс «Авито». В декабре 2019 года, по оценкам «Яндекс.Радар», ежемесячная аудитория «Авито» достигла 46,4 млн пользователей. В России свои доски объявлений имеют также компании «Яндекс» и Mail.ru Group.

Согласно статистике, более 80% сделок в рамках классифайдов совершаются между частными лицами. По данным «Авито», рынок с2с интернет-продаж вырос за два года почти вдвое и составил 568 млрд руб. в 2019 году. Средний чек в 2019 году составил 3,2 тыс. руб.

Опрос частных продавцов (более 3 тыс. респондентов) показал, что 66% с2с-сделок в интернете проходят через «Авито». Основные товарные категории продаж:

  • электроника и бытовая техника (23% сделок)
  • одежда и обувь (18%)
  • детские товары (16%)

Как ИИ помогает организовать работу шеринговых платформ?

Прибыль шеринговых платформ ежегодно растет двузначными цифрами, и новые технологии играют в этом не последнюю роль, ведь они призваны оптимизировать постоянно увеличивающиеся расходы.

К примеру, на «Авито» модерация полностью автоматизирована: 100% всех объявлений — а это примерно 3 млн версий в день — проверяются с помощью алгоритмов, из них до публикации доходит только 500 тысяч.

Проверяются не только новые объявления, но и все отредактированные пользователем: человек после подачи объявления может войти в свой личный кабинет и как угодно изменить текст. Алгоритм проверки включает около 200 обучаемых или экспертных моделей, которые пытаются найти нарушения. Если их нет, то система допускает к публикации объявления. Если нарушения есть и система уверена в этом, происходит блокировка. В остальных случаях приходит на помощь человек.

Компания также использует систему анализа и распознавания изображений. Называется она Computer Vision, или компьютерное зрение. Вам достаточно открыть приложение «Авито» и сделать фото, а ИИ сам определит товар и категорию, где он должен быть размещен.

Благодаря технологиям классифайд-бизнесы могут максимально кастомизировать общение клиента с платформой. На «Авито» наглядным примером персонализации являются блоки рекомендаций пользователю. Когда он заходит на сайт, ему показываются рекомендации на главной странице объявлений. И это не просто набор случайных объявлений, например, iPhone, квартира и вакансия стажера, а то, что реально отвечает интересам пользователя. Подбор релевантного контента стал возможен благодаря Big Data — накопленной информации о пользователе, его поведении на сайте и предпочтениях.

Скрытые возможности Авито и других классифайдов

5 вопросов о работе сервиса-2

«Авито» развивает такое решение, как «автостратегия»: алгоритм, который сам управляет продвижением объявлений. Продавец получает возможность оптимизировать свои расходы и усилия и переложить на сервис значительную часть своих задач по продвижению объявления.

Еще один пример — создание аналитики для профессиональных клиентов, чтобы они могли понимать, что происходит в их бизнесе. Аналитика позволяет строить воронки продаж, оценивать полностью все этапы, начиная с просмотров, — контакты, звонки и так далее. Для этого создан call-tracking, с помощью которого можно анализировать статистику по звонкам. Это позволяет оптимизировать процессы внутри компании.

Почему продавать и покупать с доставкой безопасней?

По данным опросов, проведенных «Авито» весной 2017 и 2019 годов, число продавцов и покупателей, живущих в одном населенном пункте, ежегодно падает: за два года этот показатель снизился с 72% до 56%. В марте 2018 года компания запустила услугу доставки в партнерстве с Boxberry, Тинькофф Банком и Qiwi, осенью того же года сервис стал доступен в пунктах DPD, а с лета 2019 года еще одним партнером выступила Почта России. В настоящий момент пользователям доступны более 5 тыс. пунктов выдачи и более 3,5 тыс. пунктов приема посылок в 650 городах России.

Сервис доставки не только расширил возможности пользователей для покупки и продажи товаров, но и обеспечил безопасность сделок для обеих сторон: после того, как покупатель выбрал и оплатил на сайте товар, банк-партнер замораживает эту сумму. Деньги переводятся на карту продавцу только после того, как покупатель принимает товар.

За период с апреля 2018 года россияне совершили с помощью услуги доставки более 1 млн сделок на сумму 5,6 млрд рублей. Количество товаров, отправляемых за месяц, выросло в четыре раза.

Наибольшей популярностью пользуются комплектующие для компьютера: видеокарты, жесткие диски, процессоры и т.д. На втором месте оказалась женская одежда, за ней — запчасти для транспортных средств, мужская одежда и игрушки.

Доставка стала драйвером роста междугородней торговли — сейчас 92% посылок на «Авито» отправляются в другие населенные пункты.

Как избежать обмана?

В большинстве случаев мошеннические действия происходят за пределами шеринговых платформ. Недоброжелатели стараются перевести общение в сторонние мессенджеры, присылают смс-сообщения с фишинговыми ссылками, обманным путем по телефону стараются узнать персональные данные.

Модераторы сайтов объявлений каждый день блокируют множество сомнительных предложений и аккаунтов. Но мошенников не всегда можно обнаружить со стороны классифайда — многие схемы рассчитаны на прямое общение покупателя и продавца. Большую часть попыток мошенничества и обмана можно избежать, руководствуясь базовыми правилами безопасности:

  1. Убедитесь, что вы имеете дело с «Авито» или другой шеринговой платформой. Если при переходе по ссылке вас просят ввести телефон для получения доступа к онлайн-ресурсу, не делайте это. Со счета снимут деньги.
  2. Остерегайтесь слишком выгодных предложений. Если цена показалась чересчур низкой, прислушайтесь к интуиции — возможно, перед вами подделка или некачественный товар.
  3. Выбирайте товары, которые можно купить недалеко от дома. Если продавец требует предоплату и говорит, что товар находится в другой стране или городе, лучше найти того, кто готов встретиться с вами лично.
  4. Не сообщайте номер паспорта, банковской карты и другие персональные данные. Если вас пытаются переубедить — это первый признак того, что вы имеете дело с недобросовестными покупателями и продавцами.
  5. Встречайтесь с продавцом лично и в безопасном месте. Этот способ сводит к минимуму риск быть обманутым, вы самостоятельно сможете проверить качество товара.

Внимательно проверяйте купюры при ярком свете, чтобы убедиться в их подлинности. Узнайте, как это сделать, на сайте ЦБ РФ.

Читайте также:

Как перестать доверять мошенникам и научиться убеждать людей

Как продлить жизнь одежды и перестать покупать лишнее

Рассказываем, как отказ от одноразовых вещей поможет природе и вашему бюджету

Если вам понравился материал, подпишитесь на канал РБК Тренды в Яндекс.Дзен — это поможет нам развиваться!