Кто такие лидеры продукта и зачем они нужны
В мире технологий эффективное управление продуктом — залог успешной конкуренции. И занимается этим управлением лидер продукта, или продакт-менеджер. Его основная задача — создать привлекательный продукт для пользователя и оправдать ожидания других заинтересованных лиц.
Марти Каган, основатель Silicon Valley Product Group, который 30 лет занимался управлением продуктом, говорит: «Работа менеджера заключается в поиске ценного, удобного в использовании и целесообразного продукта».
В стартапах функции лидера продукта часто выполняет собственник бизнеса или генеральный директор. Однако в большинстве компаний лидер продукта — не управленческая позиция, то есть при большой ответственности у него иногда даже нет подчиненных M He TaK много полномочий. Он должен контролировать некоторые аспекты разработки продукта, но не работу сотрудников и команд.
Где найти хорошего лидера продукта? Как им стать? Каковы его основные функции и задачи? Как эффективно взаимодействовать с коллегами, партнерами и клиентами?
ИСТОРИЯ
Потребность взаимодействия с клиентами стала очевидной в 1930-х годах в США, когда выросла конкуренция на разных рынках.
Первые лидеры продукта появились в 1931 году в компании Procter&Gamble, когда президент компании Нил Макэлрой увеличил численность персонала за счет введения должности бренд-менеджера. Этот сотрудник отслеживал реакцию клиентов на новые продукты, взаимодействовал c ними от имени бренда и руководил процессом изменения продукта в соответствии c потребностями клиентов.
Идею взаимодействия с клиентами подхватила компания Hewlett-Packard, и продуктовый менеджмент стал одной из причин стремительного роста компании (около 20% ежегодно) в течение 50 лет (1943—1993).
В 1970-х инженер компании Toyota Юджи Йокойя проехал 85 тысяч километров по США, чтобы узнать o потребностях автовладельцев. В результате он усовершенствовал минивэн Toyota Sienna, и автомобиль стал хитом продаж в Северной Америке.
Однако долгие годы в большинстве компаний отделы маркетинга и управления продуктом существовали обособленно. Первый занимался продвижением бренда и привлечением клиентов, а второй — разработкой продукта и созданием конкурентных преимуществ.
Теперь продакт-менеджмент базируется на Agile-ценностях:
- люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов;
- работающий продукт важнее подробной документации;
- сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта;
- готовность к изменениям важнее следования плану.
Функции лидера продукта
Бизнес, пользовательский опыт и технологии — это ядро повседневной деятельности лидера продукта. В наши дни хороший лидер продукта глубоко разбирается по меньшей мере в одной из этих областей и проявляет интерес ко всем трем:
Основные функции лидера продукта
- Бизнес. Управление продуктом — это в первую очередь коммерческая функция, цель которой — максимальная прибыль.
- Опыт пользователя (UX). Продакт-менеджер представляет и отстаивает интересы пользователя.Он должен ориентироваться на интересы клиента и решение его конкретных проблем. Он должен уделять внимание общению с клиентами и налаживанию обратной связи, тестированию продукта, работе со штатными и внештатными дизайнерами, а также исследователями пользовательского опыта.
- Технологии. Продакт-менеджер не должен быть программистом, но для принятия правильных решений важно, чтобы он разбирался в технологиях, мог оценивать трудозатраты и разговаривал с разработчиками на одном языке.
Другие функции — организация команды, маркетинг и стратегическое планирование тоже важны, но бизнес, технологии и пользовательский опыт — ядро деятельности продакт-менеджера.
Product Manager в стартапе на этапе поиска Product Market Fit
Product Manager в запустившемся продукте
Product Manager в успешно развивающемся продукте
Качества лидера продукта
Культура компании, несомненно, влияет на требования к вакансии, но некоторые качества пригодятся всем продакт-менеджерам.
- Умение ладить с разными людьми. Лучшие сотрудники воспринимают свои обязанности в контексте целей команды и умеют продуктивно общаться с разными людьми. Это не значит, что они стараются всем угодить, просто стремятся найти подход даже к тем, с кем y них мало общего.
- Адекватное отношение к проблемам и сложным задачам. Только лидер продукта, настроенный преодолевать трудности, может добиться успеха в цифровой среде.
На собеседовании спросите соискателя об опыте борьбы с трудностями. Если кандидат оживился и стал с увлечением рассказывать, как ему удалось решить проблему или подготовиться к кризисной ситуации, это хороший знак.
- Готовность в том числе к неприятной работе. Любой, кто работал в команде продукта, знает, что мир не идеален. Лучшие лидеры не отстраняются от ежедневной неразберихи, неудач и конфликтов, а работают над улучшениями вместе со всеми. Лидер должен непосредственно участвовать в процессе создания продукта и сохранять связь с коллективом и доверие сотрудников. Но это не значит, что он будет делать работу за других или контролировать каждый шаг коллег. Напротив, хороший продакт-менеджер стремится делегировать как можно больше обязанностей. Однако в сложных ситуациях он не боится «испачкать руки».
«Коллеги часто говорили мне, что для вице-президента я чересчур много занимаюсь чужой работой, — рассказывает партнер по дизайну
True Ventures Джефф Вин. — Они имели в виду не работу в Sketch или Photoshop, a ежедневные планерки с разбором повседневных вопросов:
каким будет продукт, что показало тестирование»
- Понимание приоритетности командного над личным. В любой сфере настоящий лидер должен ставить коллектив на первое место, а в сфере продукта это особенно важно. Лучшие продакт-менеджеры редко бывают известными и получают признание за свой труд и самоотверженность. Они смотрят на команду и спрашивают себя: «Что я могу сделать для их
успеха?»