23 января более чем в 100 городах России прошли несогласованные митинги и шествия в поддержку Алексея Навального. По всей стране вышло примерно 50-100 тысяч человек, задержаны 3296 человек, возбуждено более десятка уголовных дел. Кто пришел и что будет дальше?
Много или мало?
На согласованных митингах посчитать количество пришедших людей весьма просто: существуют специальные проходы для людей на площадку для митинга и можно просто посчитать количество людей, которые прошли через эти коридоры. С несогласованными акциями все гораздо сложнее. Люди приходят с разных сторон, не находятся в одной точке и постоянно перемещаются. Поэтому основной критерий оценки - лишь качественный: много либо мало.
В этот раз можно сказать что пришло всё-таки много. По разным оценкам, в несогласованных акциях приняло участие в Москве от 15 до 40 тысяч человек. С одной стороны, для Москвы это несомненно мало. Однако нужно понимать, что, во-первых, акция была несогласованной, во-вторых акция проходи зимой, в не самое лучшее для этого время, когда люди по естественным причинам предпочитают сидеть дома. Также нужно понимать, что практически все лидеры протеста были арестованы, то есть акция была полностью неконтролируемой и проходила стихийным образом. То есть существовало очень много факторов, из-за которых людей должно было прийти гораздо меньше. Но, на самом деле людей пришло столько же, сколько приходит на согласованной акции, на которые приходить не так страшно, за участие в которых гораздо менее серьезные возможные последствия. Все участники акций пришли скорее вопреки всем внешним факторам, которые настойчиво говорили о том, что идти не надо. Нужно понимать, что если бы это был согласованный митинг, с дееспособным руководством, в летнее время, число пришедших людей было бы огромно
Помимо численности людей в Москве есть другие гораздо более важные цифры. Это то, что в процентном соотношении (от общего числа населения) в регионах на несогласованные акции пришло в несколько раз больше людей, чем в Москве. Это показывает разворот политической тенденции, когда самым протестным регионом была Москва, а периферия была аполитична. Возникли очаги протеста во всех городах-миллионниках, а также в городах Дальнего Востока и Сибири.
Следующая важная цифра - доля людей, пришедших на политические акции впервые. Таковых оказалось примерно 40-45%. Это означает, что традиционные протестный экран, который постоянно ходит на митинги, в этот раз был не так активен. Хотя перечисленные выше негативные факторы должны были привести к тому, что ядро протестующих должно было состоять из "опытных демонстрантов". Это также показывает существенное расширение недовольных слоев населения.
Сколько было детей?
С момента объявления митинга власти очень много и часто говорили о том, что представители несистемной оппозиции зовут на несогласованный митинг несовершеннолетних, что является нарушением закона. Хотя на официальных ресурсах оппозиции нами таких призывов найдено не было.
Социологические опросы на местах также не подтверждают эту версию. Несовершеннолетних на митинге было около 5%. Эти данные подтверждаются тем, что среди задержанных участников несанкционированного митинга несовершеннолетних было даже менее 5 процентов. Учитывая, что арестовывали практически случайно (не считая явных провокаторов), такая выборка может претендовать на релевантность и согласуется с данными социологов. Основная протестная аудитория: 25-35 лет, вторая по количеству: 18-25.
В очень ярких красках предстаёт конфликт, который хоть не и виден очень ярко, но тем имеет место в нашем обществе. Это конфликт двух мегапоколений: первые поколения - это поколения людей, которые родились, выросли и сформировались как личности в Советском Союзе, успели оценить жизнь в нем в осознанном возрасте. К нему принадлежит как Путин, так и все остальное правление страны. Вторые поколения - "потерянные поколения" 90-х и "жертвы ЕГЭ", как их называют первые. Они не имеют серьезных представителей во власти, у них нет своих представителей во власти, и нет возможностей пробиться в верхние эшелоны власти.
И на самом деле, это страшно, потому что когда придет их время по естественным причинам, к власти придут люди, не имеющие никакого опыта. И им придется, как в 90-е, строить все с нуля, имея лишь теоретические знания о функционировании страны.