Многие родители задаются следующими вопросами:
- "Наш ребёнок не говорит. Почему?",
- "Нормально ли это? ",
- "Стоит ли бежать к логопеду или врачу?"
- "А может еще рано?"
- "Мой муж тоже поздно заговорил... и ничего?",
- "Бабушка говорит: не трогай ребенка, все говорят и он заговорит?".
Попробуем разобраться. Действительно, отставание в развитии речи является очень тревожным звонком, но часто только для специалистов (и то не для всех). Родители порой всерьез обеспокоены задержкой в развитии речи только при наличии у ребенка других отклонений в развитии (когда он не смотрит в глаза, есть проблемы с поведением и со сном, есть выраженное отставание в развитии двигательной сферы, полевое поведение и т.п.). Однако само по себе отсутствие речи уже в 2 года должно как минимум насторожить родителей (ведь первые слова появляются в возрасте 1 года, а простые фразы - в 1,5 года).
В этом случае наиболее начитанные и осведомленные в вопросах раннего развития взрослые бегут к специалистам. "К каким?" - спросите Вы. Прежде всего, к логопеду, дефектологу и неврологу. И это правильно! Ведь лучше как можно раньше выяснить истинные причины задержки речи и либо спокойно выдохнуть (в случае темпового характера задержки, когда ребенок просто пока "не хочет говорить"), либо начать стимулировать, вызывать речь в случае ее грубого недоразвития или полного отсутствия.
Так почему же ребенок не говорит? Причин может быть несколько. Остановимся на наиболее часто встречающихся.
1) Ребенок не хочет говорить. К сожалению, лет 20-30 тому назад такая ситуация была достаточно частой, однако, в настоящее время, это скорее исключение, чем правило. Вспомним известный анекдот, когда у ребенка, до пяти лет не произнесшего ни слова, родители спросили: "А почему же ты столько лет молчал?" Ребенок ответил: "А не о чем было с вами разговаривать". Ситуация , надо заметить, сегодня практически не реальная. Когда такое может произойти? Вследствие недостаточного внимания родителей к ребенку в плане эмоционального, речевого и сенсорного развития. В моей практике такие случаи единичны. Расскажу про один из таких случаев. Мама трехлетнего ребенка всерьез была обеспокоена отсутствием речи у своего трехлетнего сына. Ребенок был спокойным, усидчивым и подолгу мог играть самостоятельно, давая возможность своей маме работать дома дистанционно и не требуя к себе повышенного внимания взрослых. Это очень устраивало маму, которая по 8 часов сидела перед монитором компьютера, прерываясь на выполнение режимных моментов и непродолжительную прогулку, пока кто-то из подруг не высказал ей свои опасения по поводу того, что ребенок не должен в этом возрасте молчать. Как только маме были описаны возможные причины отсутствия речи (о них я еще продолжу свой рассказ) даны рекомендации, она была так напугана, что пересмотрела свой график работы и сумела быстро выправить ситуацию. Ребенок очень быстро заговорил, помощь специалистов не потребовалась.
2) Ребенок не говорит, потому что НЕ ПОНИМАЕТ обращенную речь. Часто родители не замечают этого. Ведь дома ребенок понимает простые инструкции типа "Пойдем мыть ручки", "Открой рот", "Дай мишку" и т.п. Однако, понимание речи может быть ситуативным, то есть ребенок понимает ее только в конкретной ситуации, а иногда и общаясь только с тем или иным человеком. Если причина отсутствия речи кроется в ее непонимании (при сохранном интеллекте), речь идет о сенсорной алалии. Смена ситуации или взрослого приводит к отсутствию или резкому снижению понимания. Как отличить, является ли отсутствие ответа на вопрос (даже жестом) у неговорящего ребенка следствием негативизма (отрицания) или непонимания, - часто определить может только ОПЫТНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ.
3) Ребенок НЕ СЛЫШИТ обращенную речь или у него снижен физиологический слух. Если слух снижен на одно ухо, то ребенок может прислушиваться и подставлять здоровое ухо. В случае двустороннего снижения слуха ребенок попросту не будет реагировать не только на речь, но и на другие, не речевые звуки, например, на звук разбившегося стакана. Чтобы исключить эту причину, необходимо обратиться к ЛОРу и при подозрении на снижение слуха сделать аудиограмму.
4) Ребенок слышит речь, но не реагирует на нее из-за нарушений эмоционально-волевой сферы. Он находится в своем мире, где ему комфортно и он НЕ ХОЧЕТ общаться или это общение ему неприятно. В этом случае можно предположить наличие аутизма или аутистических черт. Я говорю не о том, когда ребенок смотрит мультик, а мама зовет его ужинать. Тут многие не будут слышать призыва взрослого, что не является патологией.
5) Ребенок НЕ МОЖЕТ говорить, хотя неплохо понимает речь и нарушений слуха у него нет. В этом случае у ребенка диагностируется моторная алалия. Сразу отмечу, что это тяжелое системное нарушение речи, которое само по себе не исчезает!!! И называть это нарушение "алалийкой" (как пишу многие блогеры) не стоит. На целенаправленную коррекцию этого расстройства уходят годы кропотливой работы специалистов, в основном, логопеда, которому приходится (при постоянной поддержке родителей) формировать речь по крупицам. Зачастую даже в школе у таких детей остаются проблемы с русским языком, что определяет и тип школы, которую может осилить такой ребенок (но об этом с следующей статье) .
6) Снижение интеллекта (от легкого отставания в виде ЗПР (задержки психического развития) до умственной отсталости). Оценить уровень интеллектуального развития, его соответствие норме, степень снижения может дефектолог и психоневролог. У таких детей речь может появиться только к 5 годам, а то и позже.
Это лишь вершина айсберга, так как во-первых, это не полный перечень причин, во-вторых, эти причины могут сочетаться. Так, ребенок может плохо понимать обращенную речь, иметь проблемы с установлением эмоционального контакта, иметь речевой негативизм, кроме того, может наблюдаться и парциальное (частичное) снижение интеллекта. Как быть тогда? Разобраться в этом сложном клубке способен опытный специалист, порой в ходе динамического наблюдения за ребенком.
Не торопитесь ставить своему ребенку диагнозы, но в случае, если Вы узнали среди описанных выше причин свои, обратитесь к грамотному специалисту.
Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк. Подписывайтесь на мой канал:)
Профессор, канд.пед.наук, Китаева Наталья Николаевна