Хабаровские окраины было бы сложно отличить от окраин любого другого российского города, если бы не синеющий вдали хребет Большой Хехцир:
Кадр выше снят с холма, который венчает весьма загадочное сооружение с романтическим прозвищем Башня Инфиделя:
"Инфидель" в переводе с английского - это вероотступник, и говорят, человек под таким ником впервые прославил башню в своём блоге в 2006 году. В более узких кругах называли её прежде Вороньим гнездом или Домом архитектора, который якобы воздвиг для себя какой-то полубезумный зодчий. Ну а чем была Башня Инфиделя на самом деле - ещё более сложный вопрос:
Достоверно известно лишь то, что в 1948 году недостроенная башня уже стояла на холме и успела порядочно обветшать. Самой логичной выглядит версия, что она строилась в конце 1930-х годов и была каким-то образом связана с Амурским тоннелем. Видя, что за рекой - злая японская марионетка Маньчжоу-го, а лучшая часть Дальнего Востока висит на тонкой ниточке Амурского моста, Советы поняли, что ему нужен подземный дублёр. В 1937-42 годах близ Хабаровска был проложен железнодорожный тоннель под Амуром длиной 7120 метров, в истории СССР так и оставшийся вторым по длине после Памбакского тоннеля в Армении, пробитого спустя полвека. Проходит тоннель буквально в ста метрах от башни, и самая правдоподобная версия гласит, что в ней должны были стоять компрессоры вентиляционной системы тоннеля, а в резервуарах - храниться вода для экстренного пожаротушения:
Нет ясности и в том, когда и почему Башня Инфиделя была заброшена. На местных ресурсах можно обнаружить самые странные версии вроде запрета НКВД, внезапно обнаружившей, что верхушка башни отлично подходит для пристрелки по мосту. Скорее всё прозаичнее: к началу 1941 года башню просто не успели закончить, в 1946 году тоннель, выполнивший задачу переброски войск для советско-японской войны, был законсервирован, а при восстановлении в 1964-м получил более простые и современные системы жизнеобеспечения. Несмотря на всю свою стратегичность, во второй половине ХХ века тоннель служил дублёром однопутного моста, не справлявшегося с огромным транссибовским трафиком: поначалу в 14 метрах ниже дна Амур пересекали лишь товарняки, но в 1980-90-х через тоннель ходили даже электрички.
Башня же продолжала ветшать, в 1990-2010-х несколько раз переходила от города к частникам и от частников к городу, но наполнить её новым смыслом пока не вышло ни у тех, ни у других.
Ну а сумма штрафа, де-юре выходящего обыкновенным грабежом, вовсе не случайна - у того, кто влезет в башню, 5000 непременно будут при себе!
Ибо самый приятный глазу русского человека вид был запечатлён именно с Башни Инфиделя: