Найти тему

Развитие воспитания у восточных славян

Развитие воспитания у восточных славян

До начала X в. восточные славяне прошли длительный путь своего развития. Современная наука (археология, история, языкознание и др.) располагает немалыми материалами, позволяющими представить процесс передачи жизненного социального опыта от старшего поколения младшему.

Письменные свидетельства византийских путешественников, посетивших славянские племена в VI в., отмечают гостеприимство и доброжелательное отношение к пленникам. Славянам были присущи воинское мастерство и вера в высшее божество. Отмечались также их физическая крепость и закаленность, незлобивый характер, скромность женщин.

В период первобытного общества воспитание осуществлялось путем включения детей в различные виды деятельности. Этот процесс носил общественный характер, поскольку личные интересы подчинялись интересам общины. Однако даже в условиях, когда община являлась своего рода совокупным воспитателем, важнейшие педагогические обязанности выполняли наиболее опытные ближайшие родственники.

Воспитание было равным, хотя имелись различия в воспитании детей, определяемые прежде всего полом. Если мальчиков готовили к охоте, изготовлению орудий труда, то девочек — к собирательству, ведению домашнего хозяйства, уходу за маленькими детьми. Кроме того, достигавшие половой зрелости проходили специальную подготовку, которая дополнительно к навыкам охотиться и изготавливать орудия труда развивала выносливость, дисциплину, приобщала к религиозным тайнам. Большую роль во всем этом играли нормы воспитания, обычаи и обряды, связанные с жизнью древних славян. Скажем, подготовка подростков завершалась обрядом инициации, когда они должны были доказать свою физическую и социальную зрелость. Только тогда подростки становились полноправными членами общины. Инициации закрепляли трудовые знания, умения и навыки, систему ценностей, правил поведения и мировоззренческих представлений того времени.

-2

Обрядами сопровождались начало и конец охоты, земледельческих работ, а также торжества, похороны и т.д. Участие детей в труде и выполнение родовых обычаев и обрядов являлось источником накопления у них социального опыта. Таким образом, в первобытной общине у детей воспитывались качества, которые помогали им в трудовой деятельности, а также в борьбе с враждебными силами природы и набегами чужеземных племен.

Кроме того, в традициях, обычаях и обрядах концентрировался опыт прежних поколений, в их нормах поведения были запрограммированы нравственные качества члена первобытной общины (вежливость, гостеприимство, уважение старших, почитание родителей и т.п.). Важные педагогические функции выполняли и такие средства воспитания, как предания, легенды, сказки, колыбельные песни, приговоры и пестушки. Высшим идеалом добра почитались сила, храбрость, самообладание. На это была направлена вся система воспитания первобытных родовых общин.

-3

Постепенно развитие экономических процессов приводит к выделению из родоплеменного коллектива малой семьи как самостоятельной хозяйственной ячейки. Имущественное и социальное неравенство приводит к обособлению различных социальных слоев. В VI — IX вв. у восточных славян появились общинники-земледельцы, ремесленники, общинная знать, языческое жречество. Этот процесс вносит заметные изменения в педагогическую практику и превращает воспитание из всеобщего, равного в семейно-сословное. Оно начинает приобретать свои специфические черты и ориентироваться на свой идеал. Цели, содержание и формы воспитания для разных социальных групп становились разными. Объединяло их то, что воспитание осуществлялось в соответствии с языческим мировоззрением древних славян.

Высшая цель воспитания воплощалась в образах идеального героя, специфического для каждой социальной группы: одних он ориентировал на подготовку к руководству жизнью общины, других — на овладение священного знания, третьих — на приобщение к трудовой деятельности.

Воспитание детей начиналось прежде всего в семье. Особенно существенным было влияние матери. Например, слово «матерый»означало воспитанный матерью. Так в Киевской Руси называли человека, достигшего полной зрелости. Выделялись различные возрастные группы: «дитя» - ребенок, которого вскармливают грудью; «молодой» - от 3 до 6 лет, воспитываемый матерью; «чадо» - до 7-12 лет, ребенок, который уже начал обучаться; «отрок» - подросток 12-15 лет, проходивший специальное обучение перед посвящением во взрослые.

Ребенку в литературе места не находилось. Проблема возрастных особенностей детей и методов их воспитания сводилась лишь к кратким высказываниям. Отсутствовали и специальные педагогические наставления по воспитанию детей.

В Киевской Руси слово «воспитатель» и «воспитание» имели тот же смысл, что и греческие «педагог» и «педагогика».

Вначале отечественная педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний – своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношений между родителями и детьми. До того, как зародилась письменность, эти суждения имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Только с появлением письменности они стали носить характер советов, правил, рекомендаций.

В истории нашей страны существовали различные своеобразные институты воспитания и обучения.

Например, «кормильство» - форма домашнего воспитания детей феодальной знати. В возрасте 5-7 лет малолетний княжич отдавался кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. В обязанности кормильца как наставника входило умственное, нравственное и физическое воспитание, раннее привлечение княжича к участию в государственных делах.

Еще один институт – «дядьки».Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь, отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. В результате создавались оригинальные семьи, в которых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц. Трансформация «дядьки» из воспитателя племянников в своей семье в духовного и нравственного наставника детей в родительской семье привела к возникновению института «кумовства». Позже «кум» и «кума» стали крестными отцом и матерью.

У восточных славян была распространена такая форма воспитания, как ремесленное ученичество, когда ученик жил в семье мастера, помимо ремесла вводившего мальчика в круг моральных ценностей и религиозных представлений, принятых в этой среде.

В соответствии со сложившимися у славян обычаями, дети знати отдавались до 7 — 8 лет на воспитание в другую семью (традиция воспитательства, «кормильства» или «кумовства»).

Большую роль в рассматриваемый период имела военная подготовка подростков, а также профессиональное овладение военным искусством будущих дружинников, которая осуществлялась в специальных домах — гридницах. Таким образом, воспитание у восточных славян все более приобретало семейно-сословный характер.