Найти тему

Случай с актрисой Софией Вадовой

Современная Историческая наука приемлет множество школ и мнений. Мы в своём исследовании придерживались взглядов представителей прикладной Истории История должна стать не только Памятью но и наукой о том как помнят. Именно в таком ключе последует изложение полученных нами данных.

1993г. "а на другой день её не стало..." из преамбулы к статье мы узнаём: "Установка мемориальной доски в наше время - дело уже почти из ряда вон выходящее: ведь и живём не сладко". Вероятно, имеются ввиду современники автора - актёры, и только современнику понятно как горько. Далее в преамбуле: "Недавно в нашем городе появился ещё один символ памяти челябинцев". Два перечисленные тезиса
выдают активную политическую позицию журналиста, перечисленное своего рода дискурс исторической компетентности самоидентификации через места памяти.

Сама статья раскрывает подробности биографии. София роидась 1890 в Сибири в Омске в семье служащего. После гимназии в возрасте 18 лет была приглашена в труппу. Во время первой мировой войны а именно в первой её половине она работала в Москве, в драматическом театре. В там знакомится со Станиславским К. С. :"Будем непременно с вам заниматься". Софья знакомится с артистами Малого театра, МХАТ,..

Далее в статье подобно уличному слуху: " а квартирой по улице Кирова (о ней ходатайствовала перед обкомом партии сама А. Яблочкина) актриса была примирована Челябинским горисполкомом в честь двадцати пятилетя творческой деятельности. По выражению автора "в этой квартире она прожила свою "Челябинскую" жизнь, слышется недосказанность нет Истории для всей жизни - известна только жизнь в Челябинске. В новь узнаём о замужестве с актёром Прейсом Е.С. В завершении автор высказывает мысли экзистенциального характера следует фаталическая лирика: "Может быть, в свете наших глобальных событий (1993 год) описываемый факт кому-то покажется незначительным. Но мы всё же обязаны людям, которые всей своей жизнью сохраняли российскую культуру и утверждали те непреходящие ценности, благодаря которым мы всё ещё держимся".

Какой факт казался незначительным но важным культурным событием значащим так много. Сообщает автор подводя итог: "Теат зачастую артиста не щадит, эксплуатирует нещадно". Перед смертью София Петровна плохо себя чувствовала, позвонила на работу, сказала:"Пусть меня заменят". Но ей ответили, что приехали из Москвы и надо чтобы выступила она. А на другой день её не стало". В конце: "Процедура открытия мемориальной доски состоится в день празднования пятидесяти пятилетия дня союза театральных деятелей в 14 часов". Следует заключить - Память имеет явный Политический дискурс. Актуальна ни столько С.П. Вадова сколько ритуал в данном случае "мистерия" для союза актёров, творческих деятелей.

1990г. "Уральский следопыт" статья подготовленная инженером В. Борисовым "На Челябинской сцене" на структуре энциклопедической статьи разворачивается повествование о детстве "в Омской гимназии учавствовала в благотворительном спектакле "Сорванец",.. имела успех,. по просьбе горожан спектакль повторяли.

Вновь упоминание о Станиславском К.С. (в прежних статьях Станиславский упоминается без инициалов) появляются опущенные прежде подробности: "Я сомневаюсь в свём даровани" в овет: "Будем с вами заниматься". После войны и революции была участницей плавучей агитбригады на пароходе "Красная звезда". в первое десятилетие работала по сезонно в разных городах России сменила более десяти театров. С 1934 года принята в постоянную труппу в Челябинске. Ведёт драматический кружёк.

В завершении текста появляется упоминание о квартире: "В квартире до шеститесятых годов жил артист Е.И. Прейс, актёр драматического театра. В квартире сохранилась мебель, почти то же внутреннее убранство". Далее вновь просторечие "А *** И., сегодняшняя хозяйка квартиры, полностью сберегла дары и письма. Мысль принимает политический характер вектор раскрывается новым обращением автора к гражданам: "Общественности Челябинска стоило бы взять квартиру под охрану. Может быть, со временем здесь разместится квартира-музей". В честь годовщины, столетия со дня рождения Софьи, автор проявляет надежду о поялении в доме ни просто места памяти в воплощении Квартиры-музея но и настаивает на установке знака в виде мемориальной доски. В конце статьи сообщается о быстрой и таинственной смерти в 1947. "В жизни она была добрым и отзывчивым человеком. И, видимо, поплатилась за это". Воспитательная фукция Истории очевидна сформулированна как народная мудрость и "поплатилась за это" характерное сочетание "не делай добра не получишь зла".

1987 год сороковая годовщина смерти. В рубрике Память инженер В. Борисов публикует заметку "Квартира Актрисы"