Быть членами творческих союзов в советское время было не только престижно, но и выгодно: каждому полагалась дополнительная жилплощадь. Правда на журналистов это положение почему-то не распространялось. Но, тем не менее, получить членский билет Союза было заветной мечтой всех молодых газетчиков. Ведь он позволял посещать святое святых – Центральный дом журналиста на Никитском бульваре.
Два начинающих корреспондента «Мартеновки», многотиражной газеты московского металлургического завода «Серп и молот», активно сотрудничали в городских газетах и частенько наведывались на различные мероприятия в Домжур. Но только вместе с сотрудниками этих изданий. Без сопровождающих их туда не пускали.
Со временем у наших героев возникла потребность стать полноправными членами журналистского сообщества. Задумано – сделано. Сформировали папки с вырезками авторских публикаций, подписали ходатайства от редакции, получили рекомендации старших авторитетных коллег, написали заявления. И передали это все в секретариат Союза. Через какое-то время, молодых кандидатов пригласили на собеседование, где требовалось продемонстрировать морально - политическую зрелость.
Потянулись дни и недели томительного ожидания. И вот, наконец-то, радостная весть: «Вы приняты». Что сделали наши герои в первую очередь? Ну, конечно же, заказали столик в ресторане Домжура. И, получив в секретариате поздравления в причислении к лику святых и вожделенные членские билеты Союза журналистов СССР, отправились в ресторан. Здесь не то, что в подвальном пивном баре, где столы нередко бывали завалены панцирями застенчивых раков и уставлены пенными кружками и где царил непрерывный гомон разновозрастной журналистской братии, громогласно отмечавшей свои творческие победы. А если пивное общение почему-либо наскучило, можно было подняться в ресторан. Здесь фирменным блюдом считалась пожарка - большая чугунная сковорода со скворчащими на ней вкуснейшими большими кусками мяса, подаваемая на стол прямо на жаровне, в которой горели раскаленные угли. К поджарке полагались калачи. Нет, не те, что из булочной, а те самые, которыми закусывали нечистоплотные герои Гиляровского не желавшие мыть руки перед едой или не имевшие такой возможности – большие булки с тонкими ручками из того же теста, которые не жалко было выбросить.
Несмотря на то, что столик у неофитов журналистского цеха , был зарезервирован, свободных мест не оказалось. Отстояв очередь, наши герои вознамерились было пройти в зал, как дорогу им перекрыл высокий худощавый мужчина знакомой внешности.
- Олег Николаевич! Здесь очередь! – Строго заявил первый журналист.
- У нас там столик. Нас сегодня приняли в Союз Журналистов СССР - поддакнул второй.
- Извините, не заметил. Прошу вас, друзья - примирительно ответил тогда уже лауреат Государственной премии СССР, но еще не Народный артист СССР и не Герой Социалистического труда Олег Николаевич Ефремов, - освобождая дверной проем. – Поздравляю!
Едва наши герои расположились, к ним подошел официант с бутылкой шампанского.
- Вам просили передать… - он едва заметно повел головой влево.
Друзья повернулись. Из-за столика через два ряда им приветственно помахал рукой руководитель МХАТ СССР имени Горького, сидевший в окружении друзей.
Прочел? Подпишись на канал, комментируй.
Лайки свои продемонстрируй.