Каждый, кто хоть раз интересовался искусством в красках, ходил на выставки известных художников и восхищался их работами, так или иначе задумывался о том, насколько же это неблагодарная профессия. Ведь судьбе практически каждого служителя искусства не позавидуешь: скитания в бедности, бродяжничество, голод. Такие люди верили в нечто большее, чем деньги и материя, имели особую идеологию, жили верой и вдохновением. И в конечном счёте оказывались правы: их труд действительно приобретал смысл, вот только далеко после смерти, так как при жизни признание получили лишь единицы.
Одной из таких уникальных “единиц” стал испанский эпатажный живописец Сальвадор Дали. К слову, один из немногих служителей искусства, не только получивших признание при жизни, но и “сколотивших” целое состояние. “Магия, мистика, безумие...”, - сетуют почитатели творчества Дали. И правда, картины испанского художника завораживают, манят, заставляют остановиться и задуматься: “Что же всё-таки хотел сказать нам автор? Какую тайну скрывают эти смелые мазки?” Но вдруг никакой тайны не существует, а все завораживающие полотна Сальвадора Дали — это умелый коммерческий расчёт и “набитая” рука мастера?
Сквозь классическую школу писания картин, которую Сальвадор Дали освоил ещё в юном возрасте путём копирования работ известных классиков, всё же прорвался эпатажный характер, поэтому основным стилем для художника стал сюрреализм. Очень быстро Дали понял, что на классической живописи далеко не уедешь, надо как-то выделяться, к тому же на творчество нужны огромные деньги. Живописец задумался о том, как сделать свои картины ярче, привлекательнее и дороже. Так на свет появился гениальный художник-коммерсант или, выражаясь модным языком, PR-менаджер - Сальвадор Дали.
Однако в сознании многих людей коммерческий успех противоречит творчеству, ведь художник творит от души, а коммерция связана с холодным расчётом, и если объединить это вместе, то деградация и утрата внутренней культуры будет неизбежна. Именно поэтому в обществе существует мнение о том, что Сальвадора Дали нельзя отнести к истинным служителям искусства, что он просто “самовлюблённый эгоцентрист, настоящий нарцисс”, который посредством своих вычурных картин, “издания дневников, стихотворений и написания различных литературных произведений собственными руками сотворил миф о себе во имя рекламы, в котором невозможно различить правду от лжи” (искусствовед А.Г. Сотников). Однако есть и те, кто верит в художественный, пусть и сумасшедший дар живописца, не связывая его с денежным расчётом.
Так всё же безумный гений или коммерческий стратег?
Многим современным бизнесменам стоит поучиться у испанского сюрреалиста, как строить свой бизнес, ведь у него отлично получалось создавать то, что люди готовы потреблять, и подавать это под правильным соусом: его “товар” был востребован именно за счёт своей необычности и экстравагантности. К тому же, Сальвадор Дали обладал потрясающим талантом заводить знакомства с нужными людьми. Он предлагал логотипы для известных компаний, таких как Chupa Chups, создавал декорации в кино, обложки для модного журнала Vogue, то есть активно использовал “нетворкинг” и в результате приобретал связи со знаменитостями. Более того, для своей рекламы живописец прибегал к эпатажным выходкам: разъезжал в машине, набитой капустой, делал подарки в виде мёртвой мыши в бутылке - всё это напоминает отличную пиар-кампанию. Сальвадор Дали даже додумался сделать бренд из собственных усов, специально отращивая и закручивая их, придавая необычную, запоминающуюся форму. И сегодня, мы можем не помнить черты лица художника, но cтоит увидеть усы - так мы сразу поймём, о ком идёт речь. Сложно представить, что человек, страдающий безумием, постоянно находящийся вне себя, может так тщательно продумать свои действия для роста популярности. Однако, признавая коммерческую подоплёку живописца, не стоит принижать его таланта. Чтобы ни говорили об отсутствии души в работах, созданных исключительно с расчётом на прибыль, всё-таки Сальвадор Дали создавал неповторимые шедевры.
Ещё одним примером блестящей монетизации “психопатии”, предметом спора об истинном и "продажном" творчестве является скандальный американский художник Энди Уорхолл, икона коммерческого поп-арта, проповедник арт хауса, сумевший превратить свои незатейливые детские пристрастия в виде обёрток от леденцов и банок из-под супа, окутанных страхом больниц и смерти, в оригинальный вид экзистенциального искусства. Творческий путь Энди Уорхолла чем-то похож на путь Сальвадора Дали: Энди так же талантлив, профессионален, уникален в плане личного видения окружающей действительности, так же продвигал себя, работая в рекламе, иллюстрируя Vogue и Harper’S Bazar. Даже в дизайн-проекте “Coca-Cola” образца 1960 года можно найти сходство с “Chupa Chups-ом” испанца. Похожи? Да! А значит и творчество Уорхолла так же вызывает неоднозначную оценку зрителя: кто-то считает его гением, а кто-то — шарлатаном.
Как и его испанский коллега, Энди Уорхолл считал, что искусство может и должно приносить хорошую прибыль. План замечательный, осталось придумать, как его реализовать. Творческий успех Энди стал результатом парадоксов, которые не смог бы позволить себе ни один нормальный дизайнер: например, намеренные кляксы на обуви. Нарушая правила, он делал деньги. “Создание денег — это искусство, работа — это тоже искусство, а хороший бизнес — это лучшее искусство” (Э. Уорхолл). Так мастер организовывал массовое производство, из которого смог извлечь не только имиджевую, но и финансовую выгоду. В результате коммерция и искусство тесно сплелись в направление “бизнес-арт”, поставившее под сомнение творческое начало художника, духовную составляющую его работ.
Оглушительного успеха добился и британский эпатажный уличный художник, представитель стиля граффити, Бэнкси, рисунки которого тайно появлялись не только в самых разнообразных местах Лондона, но и на барьере Западного берега реки Иордан. Долгое время страна не знала своего "героя", беспощадно разукрашивавшего самые разные стены страны, но в конце концов его имя рассекретили. Удивительно, но работы граффиста-партизана стали признаваться произведением искусства, хотя по характеру его творческая деятельность всё ещё относилась к вандализму.
Сегодня скандальный арт-преступник является одним из самых дорогих граффистов мира, его работы коллекционируют такие звёзды, как Брэд Пит, Анджелина Джоли и Кристина Агилера. Но даже признание в таком высоком кругу не повлияло на истинную природу Бэнкси: он по-прежнему хулиганит на улицах, разукрашивая стены, "эпатажничает" на аукционах, привлекая внимание публики любыми способами. Например, инцидент на аукционе с картиной “Девочка с воздушным шаром”, когда произведение по воле автора “самоуничтожилось” после его продажи за 1,4 миллиона долларов, шокировало мировую общественность, но ни факт порчи полотна шредером, ни смена его названия на странное “Любовь в мусорном ведре” нисколько не расстроили его владелицу и не помешали картине вырасти в цене.
Однако в отличие от вышеназванных представителей сюрреализма и поп-арта, Бэнкси выражал протест против коммерциализации искусства: “Не могу поверить, что вы, кретины, на самом деле покупаете это дерьмо”, - такую надпись оставил художник на своём рисунке. Но мы то с вами уже догадываемся, что это хорошо продуманный маркетинговый ход, который не мешает автору продавать свои провокационные картины за миллионы долларов.
В мировой истории было множество выдающихся художников, оставивших после себя бесценное культурное наследие. Но лишь единицы среди них стали известны при жизни. Ведь и сейчас, в XXI веке, существуют талантливые живописцы, чьи работы будут стоить баснословных денег уже лет через 70. И возникает вполне закономерный вопрос: “Почему же так не справедливо? Почему одни купаются в деньгах и славе, а кто-то умирает один, в нищете, хотя, как оказывается позже, умирает талантливым и достойным мирового признания?” Сальвадор Дали, Энди Уокхолл и Бэнкси — это одни из немногих художников, картины которых продавались при жизни за миллионы долларов, именно поэтому сегодня они воспринимаются как эталон коммерческого успеха в искусстве. Можно долго рассуждать и спорить об отсутствии души в их работах, обвинять мастеров в мелочности, алчности, говорить о предательстве славного художественного гения, служить которому нужно безвозмездно, на славу народу и чему-то свыше. Но если подумать, то ответ лежит на поверхности. Дело, наверное, всё-таки в характере и рвении, желании людей цепляться за жизнь и двигаться вперёд. Ведь несмотря на различные мнения и споры, все эксперты в сфере искусства признают за этими мастерами именно художественный талант, восхищаются техническим составляющим их работ, поэтому они заслуживают места в ряду достойнейших живописцев. А вот “безумное” содержание — совсем другая тема. Сальвадору Дали, Энди Уоркхоллу и Бэнкси кроме художественного дара повезло иметь расчётливый и хитрый разум, подсказывающий им в какое русло нужно направить свой талант, чтобы не ждать смерти для того, чтобы их имя услышали. А вот то, что им пришлось прибегнуть к неординарному решению поставленной задачи, виновато общество, которое жаждет зрелищ и эмоций, которое сполна насытилось классическим искусством и с трудом обращает внимание на что-либо, ярко не выделяющееся. Это людям, кстати, было присуще во все времена. Поэтому не стоит, наверное, делить творчество подобных людей на “плоды безумия сумасшедших” и “коммерческий расчёт”. Всё-таки это работы поистине гениальных художников (попробуй, повтори), которые просто оказались прозорливее своих коллег и трансформировали свой талант под мировые потребности, так сказать, вовремя отдали дань моде. А нравится кому-то жестяные банки на полотнах или нет — это уже совсем другой разговор, не относящийся ни к таланту, ни к коммерции.