Привет, друзья!
В этой статье, к сожалению, не будет ни слова про Lancia Delta Integrale HF и Mclaren F1. Да и в целом сложно сказать, чтобы машины, о которых сегодня пойдет речь, в чем то уникальны в мировом масштабе. Но в России каждая из них была пионером в какой-то области и оставила неизгладимый след на истории национального транспорта. Итак, начинаем.
1. ВАЗ 2101 Жигули
Тут без сюрпризов. Первая по-настоящему массовая советская машина. Положила начало целому семейству автомобилей Жигули 2102-2107. В апреле 2020 г. «копейке» исполнилось 50 лет. И большую часть этого времени, более 42 лет (!!!), оставалась на конвейере, если считать все модификации. А выпущено в совокупности более 17 млн. экземпляров!
Сегодня можно много рассуждать о правильности выбора в качестве прототипа Fiat-124, о целесообразности заднего привода, о качестве и т.д. Но факт остается фактом, на Жигулях хотя бы раз в жизни прокатился каждый житель СССР/России.
2. ВАЗ-2121 Нива
Еще один долгожитель конвейера, 43 года и 2.5 млн. экземпляров! На момент создания это был по-настоящему уникальный автомобиль – несущий кузов, постоянный полный привод с межосевым дифференциалом и независимая передняя подвеска. А ведь Ниву можно по праву считать родоначальником класса кроссоверов!
3. Ford Focus I
Предчувствую удивление многих – «Как сюда попал этот автомобиль?» И действительно, первый Фокус машина классная, но нельзя сказать, чтобы сильно выделяющаяся, за исключением разве что смелого салона с буйством линий. Но в этом список Ford попал по другой причине. Это первый массовый иностранный автомобиль собираемый в России. Завод Ford-Sollers открылся в 2002 и до 2005 специализировался именно на этой модели. Всего в России было выпущено 74 тысячи первых Фокусов. Цифра не поражает воображение, но надо понимать, во-первых, экономическую ситуацию на тот момент, а, во-вторых, Focus это полноценная иномарка гольф-класса с соответствующей ценой.
Так что именно Focus I стал пионером российской сборки и пробивал пусть этим вашим Солярисам и Поло.
4. Иж 2715
Первый серийный советско-российский фургон. Выпускался в Ижевске аж 29 лет и разошелся тиражом почти в 2.5 млн. автомобилей. Был также пикап (фактически фургон без верхней крышки кузова) и грузопассажирская версия с лавками в остекленном кузове, но объем их производства был скромный.
Для 1972 г. Иж 2715 весьма прогрессивную конструкцию: полностью несущий кузов (что редко для фургонов/пикапов), верхневальный мотор УЗАМ-412 мощностью 67 или 75 л.с. Паспортная грузоподъемность была 450 кг, но по факту выдерживал чуть ли не до тонны.
Что интересно, в СССР эти автомобили не продавали в частные руки. А вот в эпоху становления капитализма и малого предпринимательства, машина пришлась впору. И несмотря на стремительно ухудшающееся качество (в первую очередь хуже стал кузовной металл), модель продержалась в производстве до 2001 г., притом что легковой Иж-412 сняли с конвейера еще в 1999 г.
5. Газ 3302 Газель
Еще один легкогрузовой российский автомобиль, ставший именем нарицательным. Супер удачная и своевременная машина! По большому счету спасла Горьковский автозавод на волне провалов в легковом классе. Газель хоть и была абсолютно новой моделью, как для ГАЗа, так и для страны в целом, но была сильно унифицирована с серийными Волгами. Начиная от решетки радиатора от 31029 и заканчивая двигателем и КПП. А рамный кузов и рессорная передняя подвеска придавала прочности.
Нельзя сказать, что машина получилась беспроблемной. Но она была доступной и ремонтопригодной, за что ее любили и продолжают любить. Тираж более 2 млн. машин это подтверждает.
А какие автомобили вы считаете самыми главными в истории СССР и России?
Еще статьи по теме: