Вблизи храма со временем образовался стихийный рынок. В ларьках можно взять сувениры на память. Мы с дочкой купили магнитики — есть ещё место на холодильнике! Фигурки танцующих девушек приобрели накануне в торговых палатках возле подъёмников, но решили, что им будет тоскливо украшать холодильник в одиночестве, без кавказских хлопцев. Поэтому джигитов в папахах, черкесках, бурках и с кинжалами прикупили здесь, возле церкви.
Посмотрели, как мужчина не из нашей группы примерял папаху, но сами на такую покупку не решились. Домой своим мужчинам купили шерстяные носки. Когда по приезду домой достали первую пару из сумки, кошка встала на цыпочки и впилась взглядом и коготками передних лап в носки. Специально чтобы посмотреть, что будет дальше, положили носки на пол. Я не преувеличу, если напишу, что порядка получаса она каталась в этих носках, зарывалась в них мордой, подбрасывала лапами — целое представление для изумлённых зрителей. Интересная реакция на шерсть! За те два с половиной года, что Кася живёт с нами, ещё ни разу мы не наблюдали столь бурной реакции на новую вещь.
Дольше всего на сувенирном базарчике выбирали варенье из шишек — видно, сказывается недостаток хвойного запаха и вкуса в искусственной ёлке, что украсила наше жилище на Новый 2021 год — чтобы шишек побольше и не очень дорого. Нашли семьсот граммовую банку за 200 рублей, хотя первая баночка, которую нам предложили, была ёмкостью двести граммов и стоила 150 рублей, к тому же сиропа в ней было намного больше шишек. Кстати, носки купили там же, где и варенье, очень нам продавщица понравилась — спокойная, приветливая. Оказалось, что карачаевка по имени Ася. Полное имя Асия. В Архызе я познакомилась ещё с двумя карачаевками — Фаридой и Эльвирой. Вполне себе татарские имена — подумалось, но, наверное, правильнее, что имена мусульманские.
Хотя, когда стала в интернете искать про карачаевцев, то нашла, что они говорят на карачаево-балкарском языке, который относится к тюркским языкам. Из всех живых тюркских языков наиболее близкими являются: караимский, кумыкский и крымскотатарский. Так что первые ассоциации чаще всего верные — есть в карачаевцах что-то татарское.
Память у меня такая себе, не слишком чтобы хорошая, информацию в чистом виде запоминаю, мягко говоря, плохо. Короче, не запоминаю. А вот если к информации добавляется яркий образ, тогда другое дело!
Что я знала про Аланию? Слёту сложно сказать, но что-то же знала... Должна была хоть что-то знать! Я же так любила историю в школе... А в ответ из чертогов памяти тишина, даже шелеста не слышно...
— Ау! Ау, Алания!
—...
Не захотев отозваться, #алания
внезапно визуализировалась прямо посреди карачаевского базарчика с сувенирами. Всё! Теперь мимо не пропылить — пыль снегом прибило.
А когда на мой вопрос о Лике Христа, к которому надо преодолеть 500 ступеней, начав подъём как раз от палаточной Алании, матушка из церковной лавки ответила, что этот Лик остался от Византии, у меня дыхание спёрло, словно, сделав шаг по лестнице, я могу попасть в историю, или в миф, или в сказку, а я ведь там ничего и не помню. Сделала основательный стоп, оставив подъём на будущее. Тем временем пытаю поисковик об Алании.
Поисковик гласит: "Алания под царской властью существовала с конца IX — начала X века, когда освободилась от хазарской зависимости, до 1230-х годов, пока не пала под нашествием татаро-монголов".
Затем отсылает к античности, когда #аланы
нападали на Армению, роднились с ней и опять нападали. И так практически до середины IV века, пока на просцениум истории ни вышли гунны.
Когда в IV веке нашей эры гунны ворвались в Скифию, они победили аланов, расколов их племена. Вероятно, не имея большого выбора в этом вопросе, аланы вступили в союз с гуннами, следуя за ними, когда те направились на запад. Некоторым аланским племенам удалось остаться, мигрируя в долины Северного Кавказа, где они сохраняют свою идентичность. Сохраняют до тех пор, пока не подтянулись осетины, тогда аланы доверили им свою идентичность, в виде обычаев и языка.
Возникает закономерный вопрос, а при чем здесь #карачаевцы?
Чтобы разобраться пришлось проследовать из античности в средневековье.
Если в период античности аланы контактировали то по плюсу, то по минусу с армянами, то в период средневековья стиль общения сохранился, но теперь уже с грузинами. Кроме того, они варятся в общем котле с персами, хазарами, опять же армянами и были отмечены рядом с протоболгарами в Причерноморско-Каспийской степи, возможно, даже считались частью их. Аланы, похоже, были разносторонним народом. Некоторые группы легко могли присоединиться к протобулгарам в степях, очень близко к их исконной родине. В 668 году Великая Болгария распадается после массивного нападения хазар в период их экспансии во второй половине VII века. Их царь Батбаян и его последователи остаются на своей захваченной земле и вскоре покоряются хазарам. Аланы также являются вассалами хазар, хотя подробности того, как это происходит, не зафиксированы.
Под властью Хазарии Аланы воюют против Халифата во время хазаро-арабскийх войн. Во время византийско-сасанидских войн VII века аланы встали на сторону Сасанидов. По всей Алании развивались города, появлялись элементы государственного устройства, устанавливались политические и культурные связи с Византией, Грузией, Абхазией, хазарами и Русью.
Появились христианские миссионеры сначала из Константинополя, а затем из Грузии. Христианство было окончательно принято на национальном уровне в X веке, хотя «идолопоклонники» все еще существовали вместе с христианами. В греческих источниках есть упоминание о царе Алании, принявшем христианство и соответствующее имя: «Властитель Алании Григорий богобоязнен, христолюбив и носит христианское имя, он был крещён».
В связи с обострением арабо-хазарской войны хазары заняли горные перевалы, ранее контролировавшиеся аланами. Алания попала в политическую зависимость от каганата, чтобы избежать ига более жестоких арабских завоевателей. Византия, нуждавшаяся в союзе с Хазарией против арабов, вынужденно с этим согласилась. Возможно конгломерат тюркоязычных хазар и местных алан в горах дал начало этногенезу, приведший к современным карачаевцам и балкарцам. Вот оно, это самое! Вот карачаевцы откуда — как бы и аланы, но тюркоязычные.
В 722-723 году союзные войска хазар и алан разгромили армию арабов под главенством полководца Табита ал-Нахрани.
Ух! Это, понятное дело, ещё не вся история алан. Даже до образования Алании ещё не добрались, а уж тем более до её падения под натиском татаро-монголов. Но то, что про след Византии в Архызе это не сказка, а самая что ни на есть историческая реальность, это поисковик утвердил. И как карачаевцы с аланами связаны тоже более-менее понятно стало.