Как я уже писал и даже показывал , великий Тициан скончался в 1576 году от чумы.
Однако это была не первая чума в долгой жизни мастера. Как вы сами понимаете, другие эпидемии оканчивались для него не столь трагически, а иногда даже весьма плодотворно с творческой точки зрения.
1510-1511 годы. Очередная чума в Венеции. Город, стоявший на самых оживлённых торговых путях того времени, постоянно подвергался атакам болезней. Тициан к этому моменту ещё очень молод. Правда, назвать его возраст довольно сложно, так как дата рождения колеблется в разных источниках от 1474 (что весьма сомнительно) до 1490. Последняя дата принимается большинством, хотя и против неё есть определённые возражения. Известно, что, примерно, в 1500 году Тициан перебрался в Венецию, где поступил в мастерскую тогдашнего короля венецианской живописи Джованни Беллини. Там он сошёлся с другим великим венецианцем Джорджоне. За 10 лет 1500-1510 Тициан проходит путь от мальчика-подмастерья до вполне известного художника.
Во время чумы 1510 он благоразумно принимает поступивший заказ от Скуолы дель Санто из Падуи. Скуола – это вовсе не школа, как можно подумать по названию, а нечто вроде религиозно-благотворительного общества. Падуя расположена на материке, всего в 30 с небольшим километрах от венецианской лагуны. Но, видимо, туда та чума не добралась. Один из самых знаменитых персонажей в истории города – португалец святой Антоний Падуанский (1195-1231), ученик и последователь святого Франциска Ассизского. Именно его чудеса и попросили Тициана запечатлеть заказчики из Скуолы дель Санто. С апреля по декабрь 1511 венецианец исполнил три большие фрески в главном зале Приора (или зале Капитула).
Сегодня я предлагаю вам сделать сразу два интересных дела – полюбоваться работами молодого, но уже вошедшего в силу своего таланта Тициана, а заодно поразмышлять над житейскими обстоятельствами изображённых сюжетов. Я думаю, что они частично схожи (дам небольшую подсказку, этот общий смысл я вынес в заголовок).
Некий молодой человек в гневе нанёс оскорбление своей матери. Судя по контексту, оскорбление было физическим и сделано ногой, то есть, скорее всего он, как минимум, дал матери пинка. Потом, как это часто бывает, гнев ушёл и драчуном овладело раскаяние. Он рассказал об этом святому Антонию и услышал в ответ: "Нога, поражающая мать или отца, заслуживает того, чтобы немедленно быть отрезанной". Сказано-сделано, юноша пришёл домой и принялся резать свою ногу. Падуя в начале XIII века вряд ли была большим городом (хотя именно в это время там был открыт университет). Слух о небывалом членовредительстве быстро разнёсся по городу. Святой моментально прибыл на место происшествия и с помощью молитвы или исцелил раны, или (в более радикальном варианте) приставил уже отрезанную ногу на место и помолившись добился её приращения к телу.
Этот сюжет даёт нам целую россыпь полезных советов. Во-первых, надо всегда держать свой гнев в узде. Во-вторых, не все слова следует воспринимать буквально, даже если ты слышал их от святого или иного авторитета (Антоний то явно не рассчитывал на то, что его поймут так, а хотел лишь оказать педагогическое воздействие) и, наконец, в-третьих, тем, кто пострадал от нашего буйства, вряд ли будет легче от того, что мы себе что-нибудь отрежем.
Некий муж после рождения ребёнка отказался признавать его за своего. Он обвинил жену в неверности и хотел раз и навсегда порвать с ней. Естественно, в XIII веке никаких ДНК-тестов не было, и жители города оказались в затруднительном положении. С одной стороны – несчастную женщину, которую выставляли из дома, жаль. Ну куда она с дитём, даже в благодатном италийском климате. С другой стороны, кому охота воспитывать чужое дитя, да ещё и жить бок о бок с неверной женой. Обратились за помощью к Антонию. Святой проявил благоразумие и не стал сразу становиться на чью-либо сторону. Он взял ребёнка на руки и помолившись попросил его ответить на вопрос об отце. Случилось чудо, новорожденный заговорил и во всеуслышание объявил своим отцом того самого, сомневающегося. После чего все вопросы отпали.
Думаю, что и здесь, если немного отвлечься от «чудесной составляющей», общий житейский смысл состоит в том, что важные решения нужно принимать только имея максимально возможный объём информации.
Здесь ревность довела падуанца до нанесения жене тяжких телесных повреждений. Разные версии опять-таки расходятся в степени тяжести проникающих ножевых ранений. Кто-то утверждает, что ревнивец порезал жену слегка, где-то написано, что насмерть. Снова пришлось вмешиваться святому Антонию. Во-первых, он исцелил (или воскресил) потерпевшую, а во-вторых, отвёл мужа в сторону (это хорошо видно на заднем плане) и привёл ему убедительные доказательства беспочвенности его подозрений, чем вызвал глубокое раскаяние и обещание больше не хвататься за кинжал при первом подозрении.
Выходит, что Тициан и Антоний Падуанский учат нас сдержанности, благоразумию и рассудительности – добродетелям, похвальным вне зависимости от эпохи или вероисповедания.
Следует отметить, что все фрески весьма монументальны, размером примерно 3 на 2 метра и весьма гармонично смотрятся в интерьере зала Приора (Капитула), всего зал украшен 18 фресками разных художников.
Так Тициан не только пережил эпидемию чумы 1510-1511, но и создал замечательные произведения, упрочив свою репутацию блестящего художника.
И ещё одна работа связывает Тициана с этой эпидемией. Правда, и тут есть разночтения в датировках. Считается, что этот алтарный образ заказан в знак благодарности об избавлении от чумы, но в большинстве каталогов он датируется 1510 годом. Думаю, что какое-то объяснение этого небольшого разночтения всё-таки существует, только я о нём не знаю. Возможно, Тициан начал работу до отъезда в Падую.
Это очень венецианское произведение. С одной стороны, Тициан как будто собрал в нём все достижения своих великих предшественников – Карпаччо, Джованни Беллини, Джорджоне, в том числе мягкость, задумчивость, некую медитативность. С другой предопределил весь путь блестящего венецианского чинквеченто – свободного, яркого, живописного и жизнелюбивого.
Думаю, что единственным огорчением великого художника стала смерть Джорджоне. Эту чуму он не пережил, скончавшись в октябре-ноябре 1510. Тициан завершил несколько неоконченных работ своего старшего друга. У него самого впереди было ещё 65 (!) лет жизни и творчества.