Найти тему

Не торопись резать то, что есть

Как я уже писал и даже показывал , великий Тициан скончался в 1576 году от чумы.

Однако это была не первая чума в долгой жизни мастера. Как вы сами понимаете, другие эпидемии оканчивались для него не столь трагически, а иногда даже весьма плодотворно с творческой точки зрения.

1510-1511 годы. Очередная чума в Венеции. Город, стоявший на самых оживлённых торговых путях того времени, постоянно подвергался атакам болезней. Тициан к этому моменту ещё очень молод. Правда, назвать его возраст довольно сложно, так как дата рождения колеблется в разных источниках от 1474 (что весьма сомнительно) до 1490. Последняя дата принимается большинством, хотя и против неё есть определённые возражения. Известно, что, примерно, в 1500 году Тициан перебрался в Венецию, где поступил в мастерскую тогдашнего короля венецианской живописи Джованни Беллини. Там он сошёлся с другим великим венецианцем Джорджоне. За 10 лет 1500-1510 Тициан проходит путь от мальчика-подмастерья до вполне известного художника.

Во время чумы 1510 он благоразумно принимает поступивший заказ от Скуолы дель Санто из Падуи. Скуола – это вовсе не школа, как можно подумать по названию, а нечто вроде религиозно-благотворительного общества. Падуя расположена на материке, всего в 30 с небольшим километрах от венецианской лагуны. Но, видимо, туда та чума не добралась. Один из самых знаменитых персонажей в истории города – португалец святой Антоний Падуанский (1195-1231), ученик и последователь святого Франциска Ассизского. Именно его чудеса и попросили Тициана запечатлеть заказчики из Скуолы дель Санто. С апреля по декабрь 1511 венецианец исполнил три большие фрески в главном зале Приора (или зале Капитула).

Сегодня я предлагаю вам сделать сразу два интересных дела – полюбоваться работами молодого, но уже вошедшего в силу своего таланта Тициана, а заодно поразмышлять над житейскими обстоятельствами изображённых сюжетов. Я думаю, что они частично схожи (дам небольшую подсказку, этот общий смысл я вынес в заголовок).

Тициан. Чудо с исцелением ноги гневливого сына. 1511. Скуола дель Санто. Падуя (Италия)
Тициан. Чудо с исцелением ноги гневливого сына. 1511. Скуола дель Санто. Падуя (Италия)

Некий молодой человек в гневе нанёс оскорбление своей матери. Судя по контексту, оскорбление было физическим и сделано ногой, то есть, скорее всего он, как минимум, дал матери пинка. Потом, как это часто бывает, гнев ушёл и драчуном овладело раскаяние. Он рассказал об этом святому Антонию и услышал в ответ: "Нога, поражающая мать или отца, заслуживает того, чтобы немедленно быть отрезанной". Сказано-сделано, юноша пришёл домой и принялся резать свою ногу. Падуя в начале XIII века вряд ли была большим городом (хотя именно в это время там был открыт университет). Слух о небывалом членовредительстве быстро разнёсся по городу. Святой моментально прибыл на место происшествия и с помощью молитвы или исцелил раны, или (в более радикальном варианте) приставил уже отрезанную ногу на место и помолившись добился её приращения к телу.

Этот сюжет даёт нам целую россыпь полезных советов. Во-первых, надо всегда держать свой гнев в узде. Во-вторых, не все слова следует воспринимать буквально, даже если ты слышал их от святого или иного авторитета (Антоний то явно не рассчитывал на то, что его поймут так, а хотел лишь оказать педагогическое воздействие) и, наконец, в-третьих, тем, кто пострадал от нашего буйства, вряд ли будет легче от того, что мы себе что-нибудь отрежем.

Тициан. Чудо с новорожденным ребёнком. 1511. Скуола дель Санто. Падуя (Италия)
Тициан. Чудо с новорожденным ребёнком. 1511. Скуола дель Санто. Падуя (Италия)

Некий муж после рождения ребёнка отказался признавать его за своего. Он обвинил жену в неверности и хотел раз и навсегда порвать с ней. Естественно, в XIII веке никаких ДНК-тестов не было, и жители города оказались в затруднительном положении. С одной стороны – несчастную женщину, которую выставляли из дома, жаль. Ну куда она с дитём, даже в благодатном италийском климате. С другой стороны, кому охота воспитывать чужое дитя, да ещё и жить бок о бок с неверной женой. Обратились за помощью к Антонию. Святой проявил благоразумие и не стал сразу становиться на чью-либо сторону. Он взял ребёнка на руки и помолившись попросил его ответить на вопрос об отце. Случилось чудо, новорожденный заговорил и во всеуслышание объявил своим отцом того самого, сомневающегося. После чего все вопросы отпали.

Думаю, что и здесь, если немного отвлечься от «чудесной составляющей», общий житейский смысл состоит в том, что важные решения нужно принимать только имея максимально возможный объём информации.

Тициан. Чудо ревнивого мужа. 1511. Скуола дель Санто. Падуя (Италия)
Тициан. Чудо ревнивого мужа. 1511. Скуола дель Санто. Падуя (Италия)

Здесь ревность довела падуанца до нанесения жене тяжких телесных повреждений. Разные версии опять-таки расходятся в степени тяжести проникающих ножевых ранений. Кто-то утверждает, что ревнивец порезал жену слегка, где-то написано, что насмерть. Снова пришлось вмешиваться святому Антонию. Во-первых, он исцелил (или воскресил) потерпевшую, а во-вторых, отвёл мужа в сторону (это хорошо видно на заднем плане) и привёл ему убедительные доказательства беспочвенности его подозрений, чем вызвал глубокое раскаяние и обещание больше не хвататься за кинжал при первом подозрении.

Выходит, что Тициан и Антоний Падуанский учат нас сдержанности, благоразумию и рассудительности – добродетелям, похвальным вне зависимости от эпохи или вероисповедания.

Следует отметить, что все фрески весьма монументальны, размером примерно 3 на 2 метра и весьма гармонично смотрятся в интерьере зала Приора (Капитула), всего зал украшен 18 фресками разных художников.

Скуола дель Санто. Падуя (Италия) фрагмент зала Приора (Капитула). Фото из Википедии.
Скуола дель Санто. Падуя (Италия) фрагмент зала Приора (Капитула). Фото из Википедии.

Так Тициан не только пережил эпидемию чумы 1510-1511, но и создал замечательные произведения, упрочив свою репутацию блестящего художника.

И ещё одна работа связывает Тициана с этой эпидемией. Правда, и тут есть разночтения в датировках. Считается, что этот алтарный образ заказан в знак благодарности об избавлении от чумы, но в большинстве каталогов он датируется 1510 годом. Думаю, что какое-то объяснение этого небольшого разночтения всё-таки существует, только я о нём не знаю. Возможно, Тициан начал работу до отъезда в Падую.

Тициан. Святой Марк на троне вместе со святыми Косьмой, Дамианом, Рохом и Себастьяном. 1510 (?). Ныне Санта-Мария-делла-Салюте (Венеция).
Тициан. Святой Марк на троне вместе со святыми Косьмой, Дамианом, Рохом и Себастьяном. 1510 (?). Ныне Санта-Мария-делла-Салюте (Венеция).

Это очень венецианское произведение. С одной стороны, Тициан как будто собрал в нём все достижения своих великих предшественников – Карпаччо, Джованни Беллини, Джорджоне, в том числе мягкость, задумчивость, некую медитативность. С другой предопределил весь путь блестящего венецианского чинквеченто – свободного, яркого, живописного и жизнелюбивого.

Думаю, что единственным огорчением великого художника стала смерть Джорджоне. Эту чуму он не пережил, скончавшись в октябре-ноябре 1510. Тициан завершил несколько неоконченных работ своего старшего друга. У него самого впереди было ещё 65 (!) лет жизни и творчества.