С Большим театром связано множество скандалов, сплетен, слухов и домыслов, некоторые из которых крайне далеки от искусства и культуры. Самый серьёзный скандал последних лет был связан с алчными спекулянтами, наживавшимися на распространении и без того недешёвых театральных билетов. В прессе писали, что с подпольными билетными коммерсантами велась непримиримая и неустанная борьба. Раньше в этих сражениях чаще побеждали спекулянты. Минуя их попасть в Большой театр до недавнего времени можно было только отстояв в огромной живой очереди в кассу за невостребованными билетами - так называемой "бронью". Сейчас в "Большой" можно купить билеты даже на сайте театра по фиксированной цене. Правда и эти билеты далеко не всем "по карману".
В новогодние праздники, во время пандемии, когда все театры заполнять разрешили только на 25 процентов, попасть в Большой театр было немыслимо. Зато можно было погулять около него, на красиво украшенной Театральной площади.
Скульптуры, портики, колонны и барельефы Большого театра в ночной подсветке, в окружении новогодних светодиодных инсталляций, выглядят даже эффектнее, чем днём.
Конечно, Театральная площадь так выглядела не всегда. Она не раз меняла и свой облик, и своё название. Формироваться эта площадь начала после пожара Москвы, в котором в 1812 году сгорели почти все здания в центре столицы. До нашествия Наполеона здесь располагались дворы знати, в том числе - князей Черкасских и Голицыных. В 1780 году в особняке князя Голицына был открыт Петровский театр, получивший своё название по площади, которая в те годы называлась Петровской по проходившей здесь улице. Улица Петровка повторяла изгиб Неглинной, пока для неё не прорыли искусственное русло.
Петровский театр ставил смелые постановки. В нём выступала труппа театра, которую ещё в 1776 году набрал князь Пётр Васильевич Урусов, по высочайшему соизволению императрицы Екатерины II. Позднее князь Урусов передал дела своему компаньону Майклу Меддоксу. Именно он и начал строить Петровский театр, который стали ещё называть театром Меддокса. В 1805 году Петровский театр сгорел. Пожар случился в тот день, когда в театре давали "Русалку", и народ судачил, что трагедия случилась из-за "бесовского" спектакля. Но пожары в те годы случались в Москве часто, и без вмешательства потусторонних сил. В следующий раз особняки на Петровской площади сгорели в 1812 году. В тот страшный пожар выгорели все строения на Петровской площади, и не только. До сих пор спорят на тему - кто поджёг Москву. Мнения расходятся. Одни утверждают, что Москву подожгли жители, покидавшие столицу, другие считают, что сожгли первопрестольную французы. В поджоге обвиняли и московского градоначальника того времени - Растопчина. Видимо, все эти версии имеют право на существование. Ведь Кремль взорвали войска Наполеона при отступлении - это доказанный факт. Патриотически настроенные жители могли поджечь государственные учреждения, чтобы они не достались врагу. А вот дома москвичей могли вполне загореться от бесхозности. В каждом деревянном доме были печи и свечи, а домовладельцы, убегая из Москвы, в спешке могли не загасить огонь в своих очагах. В общем, деревянный город сгорел, потому что он не мог не сгореть, покинутый жителями, и брошенный на произвол судьбы.
Застраивать Москву после бегства войск Наполеона начали по плану, разработанному специально утверждённой в 1813 году Комиссией. Руководил восстановлением Москвы фактически Осип Бове. Он разработал и архитектурное оформление Петровской площади. В 1817-1819 годах Неглинную заключили в трубу, и провели ландшафтные работы по выравниванию площади. Осип Бове решил восстановить Петровский театр, и сделать его архитектурной доминантой площади.
Театр был построен в 1825 году по проекту А.А, Михайлова, доработанного Осипом Бове. Театральная площадь в её современных границах сформировалась уже в 1829 году. Название закрепилось за площадью с лёгкой руки театралов, приезжавших в центр Москвы не только в Большой, но и в Малый театр, возведённый в 1820 году, тоже при участии Осипа Бове. Долгие годы Большой и Малый театры объединяла единая труппа императорских театров.
Роскошный фонтан на Театральной площади был установлен скульптором В.П. Витали в 1835 году. Позднее, при перепланировке площади, его передвинули севернее. Привычный нам облик Большого театра сформировался после пожара 1853 года. Реконструкцией Большого театра в 1856 году занимался архитектор А.К. Кавос.
В конце XIX - начале XX века у Большого театра зимой устанавливали печи под навесами, где могли погреться извозчики, вынужденные ждать своих седоков, которых они привезли в театры или в магазины.
Правее Большого театра светится огнями здание ЦУМа, построенное в 1908 году для торгового дома "Мюр и Мерилиз". Об этом я упоминала в своей статье "Кузнецкий мост с Ёлками мечты".
На той части площади, на которой сейчас установлены светодиодные конструкции перед Большим театром, до 1911 года находился обширный плац-парад. В 1911 году на месте плац-парада разбили сквер, который по выходным дням превращался в рыночную площадь. После революции в 1919 году Театральную площадь переименовали в площадь Свердлова - в честь председателя ЦИКа, который работал в здании гостиницы "Метрополь". В 1990 году площади вернули её историческое название.
К Театральной площади примыкает Театральный проезд. Он отделяет Театральную площадь от площади Революции и упирается в Лубянскую площадь, на которой вместо демонтированного памятника Дзержинскому светится огнями шатёр над самой высокой ёлкой в Москве. Её уже несколько лет подряд устанавливают к новогодним праздникам напротив недавно перестроенного здания Детского мира.
Не так давно и Большой театр находился на затяжной реставрации, во время которой основной задачей строителей было укрепить фундамент под главной сценой. Проблемы у Большого театра с фундаментом возникли давно. Впервые пришлось укреплять стены осевшего здания в 1894-1898 годах, в следующий раз - в 1921-1923 годах. Последняя реконструкция длилась с 2005 по 2011 год. Утверждается, что в этот раз Большой театр поставили фактически на новый фундамент, который должен избавить здание от бесконечных реконструкций. По крайней мере - лет на сто. Сотрудники театра с обострённым художественным вкусом раскритиковали ремонт Большого театра в пух и прах, но непосвящённому обывателю было важно, чтобы театру вернули привычный прежний внешний облик. На фоне исторического главного фасада Большого театра всегда любили фотографироваться и москвичи, и гости столицы. Особенно много желающих сделать селфи в новогодние вечера у подсвеченного Большого театра, у светодиодных конструкций, выполненных в виде театральных масок и огромных светящихся арок.
Все светодиодные инсталляции на Театральной площади установили в этом году с использованием прошлогодних конструкций. Московские власти по уважительным причинам в этот сезон не стали устраивать массовых мероприятий, но и без них в новогодние праздники в центр приезжало немало желающих погулять по украшенным площадям и улицам Москвы.
Маски в прошедшем году (жаль только не театральные, а медицинские) стали обязательным аксессуаром каждого жителя планеты. Редкий театрал не вспоминал в 2020 году слова из оперетты Кальмана "Принцесса цирка" - "Всегда быть в маске - судьба моя".
Вспоминая прошлогодние фестивали "Круг Света" я отобрала несколько фотографий в семейном архиве с видами Большого театра, на фасаде которого светотехники с помощью лазерных установок показывали настоящие чудеса светодизайна.
Но, как выяснилось, в современных условиях есть и свои преимущества. В рамках карантина Большой театр в марте 2020 года начал транслировать запись своих лучших спектаклей на You-tube - канале.
Расширять границы своих возможностей Большой театр начал уже давно, задолго до появления коронавируса. В 1961 году труппа Большого театра получила возможность выступать на сценической площадке кремлёвского Дворца съездов. А в 1995-2002 годах рядом с Большим театром было построено здание для Новой сцены. На открытии Новой сцены давали оперу Римского-Корсакова "Снегурочка". С 2005 по 2011 год, во время реконструкции Основной сцены, на Новой сцене исполнялся весь оперный и балетный репертуар Большого театра. Труппе Большого театра до этого на несколько лет приходилось покидать родную сцену только во время Великой Отечественной войны. С 1941 по 1943 год Большой театр находился в эвакуации в Куйбышеве. Там труппа давала спектакли "Евгений Онегин" и "Лебединое озеро".
Последние годы весной на Театральной площади традиционно собираются ветераны Великой Отечественной войны в День Победы - 9 мая. Молодёжь, адекватно относящаяся к подвигу наших ветеранов, приходит в этот праздничный день к Большому театру с цветами, чтобы вручить их оставшимся в живых защитникам отечества, выразить им признательность и благодарность, и поздравить с Днём Победы.
Главный фасад Большого театра легко узнаваем, он известен не только в нашей стране, но и во всём мире. Бронзовая квадрига Петра Клодта над входным портиком Большого театра давно стала его символом. Ещё одна колесница, только запряжённая шестёркой лошадей, украшала Триумфальную арку Осипа Бове на площади Тверская застава. Демонтированную в 1936 году Триумфальную арку воссоздали в 1966-1968 годах около Поклонной горы. Подробнее об этом можно прочитать в моей статье "Триумфальная арка на Кутузовском проспекте".
В последних моих статьях можно прочитать про другие московские достопримечательности, в том числе: про Российскую государственную библиотеку, Боровицкую площадь, храм Христа Спасителя, Камергерский переулок, Тверскую площадь и дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском.
Моя следующая статья будет посвящена Пушкинской площади и Новопушкинскому скверу.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.