Осень и зима - скользкие дороги. Многие выбирают шипованные шины для дополнительной безопасности. Но исследователи из Чалмерса теперь считают, что если все взвесить, то спасительный аспект может быть поставлен под сомнение.
Шипованные или фрикционные шины? Эта дискуссия продолжается уже давно, и в последние годы влияние шипованных шин на окружающую среду также используется в качестве аргумента в пользу выбора фрикционных шин.
В то же время многие автовладельцы продолжают выбирать шипованные шины, потому что они явно лучше работают на обледенелых дорогах и, следовательно, безопаснее.
Но теперь исследователи из Чалмерса заявляют в статье, несколько новаторской:
«Недавнее исследование, в котором используется целостный подход к влиянию шипованных шин на здоровье человека, также рассматривает выбросы в процессе производства, добычи и производства, а также смертельные случаи».
Большая разница в годах жизни
Есть три исследователя, которые тщательно изучили, как шипованные шины влияют на здоровье человека: Анна Фурберг, Сверкер Моландер и Рикард Арвидссон из отдела анализа систем окружающей среды Чалмерса. Они использовали системную перспективу для анализа воздействия шипованных шин на здоровье на протяжении всего их жизненного цикла.
Это означает, что они не просто смотрят на вредные частицы, которые шипы отрывают от дороги. Они также изучили статистику несчастных случаев на добыче кобальта. (Кобальт является компонентом шипов.) Исследователи также взвесили влияние этого конфликтного металла на поддержку военных действий.
Результат: использование шипованных шин экономит 60-770 лет жизни в дорожном движении зимой, в то время как 570-2 200 лет жизни ”тратятся впустую в более широкой перспективе жизненного цикла в течение срока службы шипованных шин.”
В целом, это дает очень четкую картину того, что шипованные шины забирают больше жизней, чем спасают, - говорит Сверкер Моландер, профессор экологических систем и рисков факультета технологии, экономики и организации, Чалмерс.
По мнению исследователей, наибольшее негативное влияние на здоровье оказывают выбросы с дорог и вредные частицы, и уже там шипованные шины «проиграли» сравнение. Но когда добавляются другие статистические данные, становится еще яснее, говорят исследователи.
- Мелкомасштабные горнодобывающие предприятия, в которых происходит много несчастных случаев и смертей, составляют вторую по величине долю негативного воздействия на здоровье шипованных шин. Смертные случаи, но в то же время есть и другие аспекты, которые не включены в исследование. «Конфликт затрагивает все общество, и я не думаю, что многие люди думают, что использование шипованных шин способствует улучшению ситуации », - говорит Анна Фурберг.
Более того, исследователи говорят, что хотя преимущества шипованных шин обнаружены в Скандинавии, большая часть их негативного воздействия на здоровье происходит в других странах мира.
- Это наглядная иллюстрация того, что может принести глобализация производства. Здесь будут некоторые, кто выживает за счет других, и платить за негативные последствия придется не тем, кто получает выгоду от продукта, - говорит Сверкер Моландер.