Всем привет, мои дорогие читатели! Сегодня я хочу рассказать одну истою.
Мы привыкли к тому, что из нашего организма можно удалять зуб, аппендикс, селезенку, мочевой пузырь, а парень с двумя здоровыми почками говорить, что у него нет денег на подарки просто не может). Но при одной мысли о том, что скальпель врача может вырезать часть нашего мозга , часть нашей личности становится как-то не по себе.
Совсем недавно лоботомия считалась эффективным средством для психокоррекции: её прописывали вместо пустырника, только в США делали десятки тысяч таких операций. История дырок в голове связана с именем доктора Уолтера Джея Фримена, получившего прозвище «Хирург с Ножом для колки льда». Про него мы сегодня и расскажем.
Уолтер Джейсон Фримен II родился в 1895 г. в Филадельфии, штат Пенсильвания, в семье потомственных врачей. Его дед, прославился как военный хирург и все детство рассказывал внучку как отрезал солдатикам руки и ноги, израненные шрапнелью и гангреной. Отец был успешным врачом, его доходы позволили Фримену-младшему закончить Мед. После окончания он переехал в Вашингтон, где устроился работать в дурку. Для Фримена госпиталь стал просто Клондайком – он мог изучать здесь любые психические отклонения, какие только посчитал бы нужным. Была у него маничка, он тащился от изучения физической боли пациентов, которую они испытывали во время лечебных процедур. В частности электросудорожной терапии.
В 1936 г. Фримен впервые услышал о лоботомии, разработанной португальцем Эгашем Монишем. Человек этот заслуживает отдельного рассказа.
Мониш был личностью разносторонней: написал несколько монографий (о дифтерии и патофизиологии секса), потом стал депутатом парламента. Затем, его назначили министром иностранных дел страны.
В 1927 г. он разработал метод рентгеноконтрастной церебральной ангиографии, позволивший врачам в буквальном смысле заглянуть под черепную коробку без хирургического вмешательства. Мониш придумал использовать для рентгена контрастные препараты на основе йода и тория – теперь-то это кажется нам самым обычным делом, но до Мониша никто до такого «простого» способа не додумался. Теперь этот метод применяется в томографии, это ещё 5к к ее стоимости( поняли к чему клоню). За это португальца номинировали на Нобелевскую премию, но тогда он ее не получил. Нобелевка досталась Монишу только в 1949 г. – за «открытие терапевтического воздействия лейкотомии при некоторых психических заболеваниях».
Лейкотомию Мониш открыл под влиянием работ двух американских физиологов – Джона Фултона и Карлайла Джейкобсена. Они занимались нейрофизологией абизян – тех самых приматов, тестикулы которых обеспечили мировую славу и богатство «обезьяньему доктору» Сержу Вороноффу. (тот ещё тип). Прототипу профессора в собачьем сердце.Только Воронофф резал обезьян снизу, и пришивал их яйца людям. Фултон с Джейкобсеном – сверху. Они вскрывали черепные коробки – как в фильме «Индиана Джонс и Храм Судьбы» - но не с целью полакомиться их мозгом, а для экспериментов по удалению префронтальной коры.
Выяснилось, что обезьяны, у которых вырезали значительную часть этой структуры, сохранили все свои основные жизненные функции – но стали очень спокойными, но еще и очень тупыми. С удовольствием смотрели сериалы, листали соцсети (и не любили длинные тексты).
Уолтер Фримен – настало время к нему вернуться – вовсе не склонен был рефлексировать по этому поводу. Если хирургическое вмешательство гарантировано делает из буйных больных тихих, его следует использовать максимально широко! Ведь известно же, что без паблисити нет просперити!
Первой была Элис Хэммет ей было 63 года, и она страдала от панических атак. Операция была сделана строго по книжке: сначала Фримен и Уоттс ( ассистент) просверлили отверстие в черепе над левой лобной долей, затем ввели туда петлю на глубину четыре сантиметра и разрезали белое вещество. Вся операция длилась около часа.
После операции Элис несколько месяцев страдала от мышечных судорог, но это никого не парило.
Успех первой операции окрылил Фримена. К 1942 г. количество выполненных им лоботомических процедур превысило 200.
Шла Вторая мировая война. Психушки США – и в первую очередь госпитали Министерства обороны – были переполнены поехавшими крышей. Их было очень много – тысячи, если не десятки тысяч – и расходы на их содержание (еда, лекарства, медперсонал) грозили разорить американское военное ведомство. Тут-то как раз и пришлась ко двору лоботомия, оказавшаяся не только эффективным, но еще и дешевым методом: поставленная на поток, она позволяла в самые сжатые сроки «лечить» даже безнадежных больных – и выписывать их из государственных психушек, облегчая тем самым нагрузку на бюджет.
Уолтер Дж. Фримен быстро понял, что формула успеха : «быстрее и дешевле». И упростил метод до крайности.
Фримен использовал обычный нож для колки льда и хирургический молоток. Прикладывал нож к тонкой кости над глазным яблоком и одним ударом пробивал ее, вводя лезвие в мозг. Два-три вращательных движения ножом – и дело было сделано.
То что косячил он при этом люто поворачивая эволюцию вспять выписывая родным животное - овощ или отправляя фронтовиков в мир иной Минобороны не беспокоило.
В 1941 г. Фримен провел одну из самых известных своих операций – лоботомию дочери видного бизнесмена и политика Джозефа Кеннеди, Розмари.
Полученная при рождении травма (кислородное голодание в следствие асфиксии) стала причиной отставания Розмари в развитии: добрая и веселая по характеру, она плохо училась, и в 15 лет читала, писала на уровне ученицы четвертого класса. Став старше, Розмари начала вести себя слишком вольно, и попадала некрасивые истории. Отец не тиран и деспот, но надо знать своё место.
Кеннеди узнал о новом методе лечения, который гарантировал (успокоение). Заинтересованный политик обратился к Доброму доктору.
Пробив череп девочки Фримен погрузил лезвие в мозг и стал задавать ей вопросы. Когда она отключилась
врачи остановились, но было уже поздно. Состояние Розмари сильно ухудшилось. Ее умственное развитие деградировало до уровня двухлетнего ребенка – она перестала узнавать окружающих (единственным исключением была ее сестра Юнис), ее речь стала бессвязной, и она перестала контролировать свои движения. Несколько лет она прожила в частной психиатрической клинике «Крейг Хаус», а затем семья купила ей дом, где она и прожила всю свою оставшуюся жизнь – а жизнь эта была очень долгой. Розмари Кеннеди умерла в 2005 г. в возрасте 86 лет на руках у своей любимой сестры Юнис, став первым ребенком Джозефа и Розы, умершим от естественных причин – смерть четырех других заставила Америку судачить о «проклятии рода Кеннеди». Впрочем, это уже другая история.
Спасибо, что прочли. Жду от вас лайки, комментарии, до новых встреч!