Книги К. Кастанеды вызвали огромный отклик у читающей аудитории. Нужно отметить, что до сих пор идут споры о ценности изложенных в ней фактов. Многие спорят о средствах и способах духовных практик, продемонстрированных в этих книгах. Некоторые, особо фанатичные последователи учения Кастанеды (дона Хуана Матуса), воспринимают произведения американского антрополога с латиноамериканскими корнями, как практическое руководство по овладению индейскими техниками выхода сознания за рамки привычного нам материального мира. Особо фанатичные адепты утверждают об оригинальности способов и методов приведенных в книгах Кастанеды духовных практик. Но так ли это на самом деле?
Если сложить все перечисленные шаманские практики дона Хуана воедино, то мы должны будем отметить, что они не столь оригинальны. В духовных практиках иных народов их элементы встречаются очень часто. А некоторые виды индийских йог включают их все, и даже больше. По сравнению с той же Раджа-йогой и, тем более, Лайя-йогой, магическая практика дона Хуана вообще кажется детской забавой.
Начнем с самого начала. Как и в любой сказке, человек, который должен стать магом, должен сам принять решение об этом и объявить о нем. Пусть вас не смущает слово «сказка». Это понятие и явление духовной жизни человека. И к нему необходимо относиться очень серьезно, поскольку оно отражает визионерский опыт множества поколений наших предков. Сказки в нашей душе до сих пор играют колоссальную роль для становления личности (Мирча Элиаде, Мария Луиза фон Франц, Карл Густав Юнг, Эйдингер и многие другие). Кастанеда согласился принять учение от дона Хуана. Именно учитель выбирает себе ученика во многих традициях шаманов Севера Европы и России. Вспомним выбор учеников Иисусом Христом. Так что данный факт говорит о всемирной традиции.
Далее, чтобы поколебать уверенность Кастанеды в объективном восприятии реальности, а также показать ему другие стороны и возможности восприятия того, что мы обычно не замечаем, дон Хуан применил средства, изменяющие состояние сознания («дымок», «трава дьявола»). Такой способ тоже не является оригинальным, так как он широко применяется в духовных практиках по всему миру («сома», различные виды грибов, «айяхуаска», стебли водяных растений и т.д.). На каждом континенте имеются наркотикосодержащие и сильнодействующие средства в растених, насекомых, рыбах и даже животных. Вспомним, что и в Европе времен кельтских друидов, практиковались напитки, изменяющие состояние сознания.
Однако нужно отметить, что применение местных препаратов, расширяющих сознание (мескалин, содержащийся в лиане, кактусе «сан Педро» или в пейотле), в отношении европейцев действует абсолютно не так, как на индейцев. Часто европейцы просто травятся указанными препаратами и не видят ничего, кроме земли, на которую они блюют. Именно поэтому дон Хуан набирал в свою команду или местных индейцев, или американцев, имеющих индейскую генетику.
Применение указанных средств имеет огромный психологический эффект. Человек начинает верить, что кроме объективного мира существует что-то еще, что можно познать при определенных состояниях сознания. Вырабатывается вера «в иное». Тогда прием препаратов можно отложить, и переходить к различным видам медитации. Кастанеда описывает, что он провел в ней много часов. При этом, медитировал как индивидуально, так и в группе, что придавало медитативным усилиям огромный эффект и одинаковую иллюзию. Такие же методики широко применяются в Азии, например, в дзен-буддизме.
Следующий элемент в обучении Кастанеды – смертельный риск. Даже не важно: был этот риск реальным или мнимым. Главное в нем – решение идти до конца. После такой проверки Кастанеда был допущен к занятиям по контролируемым сновидениям. Они тоже не являются чем-то особенным. На Евразийском континенте этот вид духовной практики распространен очень широко. До сих пор ею занимаются все йоги и адепты различных мистических и религиозных школ (буддисты, даосы, индуисты и прочие). Отмечена данная практика и в традиционных обществах центральной Африки. Там она имеет некоторые особенности, но не об этом речь. Кастанеда описывает три уровня контролируемых сновидений. Но отмечает, что всего их семь.
Что такое «контролируемые сновидения» мы опишем в одной из наших дальнейших статей. А вот их целью в духовной практике Кастанеды было слияние сна с реальностью. Посредством этого адепты школы дона Хуана могли воздействовать на реальный мир, познавать новые грани осознания, знакомиться с различными мирами и сущностями, приобретать новые возможности (Кастанеда называет их «подарками»).
Но самое главное, что понравилось в учении дона Хуана лично мне – это этический кодекс воина-мага. Он буквально вытащил меня из глубочайшей депрессии, вдохнул жизнь в мое тело и, особенно, душу, заставил меня посмотреть на себя со стороны и переоценить мою жизнь и поступки в ней, а также собственное отношение к самому себе.
Таким образом можно сделать вывод. В методах и способах духовных практик, описанных Кастанедой, нет ничего принципиально нового. При этом, эти практики имеют свои национально-генетические воззрения и эффекты. Их можно пробовать применять, но эффект будет только в присутствии учителя, который корректирует техники и способы применения различных приемов в зависимости от возможностей ученика. Цели у всех учеников индивидуальные и общие, для работы в одиночку и в команде. Но наибольший интерес вызывает этический кодекс мага-воина. Фактически, этот кодек позволяет корректировать мировоззрение и состояние души.