Что для человека дом? Эта концепция, кажется, записана глубоко внутри нас рядом со знаниями о том, как выжить или оставить потомство. Начиная со сводов пещер, суливших отдых, тепло и защиту от опасностей и заканчивая современными бетонными коробками по тридцать этажей, дом - это место, где человеку всегда лучше, чем где-либо ещё.
С развитием цивилизации появлялись подмножества зданий по их функциям - склады, сараи, храмы, а с появлением имущественного и сословного неравенства выделились особые дома для знати и жрецов. С тех пор мало что изменилось, ведь внутри мы по сути те же, что и тысячи лет назад. Значит ли это, что и через тысячу лет будут строить дворцы?
Описывая далёкое будущее, фантасты редко когда описывают людей, принципиально отличающихся от современников. Например, в "Дюне" идёт вечная грызня за контроль над ценными ресурсами, а в "Гиперионе" только богачи могут много путешествовать по разным мирам.
Если алчность и жажда доминировать как модель поведения сохранятся, то властители завтрашнего дня тоже будут мечтать об огромных хоромах под стать их великолепному отражению в зеркале.
Жемчужина этой статьи - арт Джейсона Добкина, изобразившего фантастическую цивилизацию майя, создавшую звездолёты и голопроекторы, но не избавившуюся от страсти к исполинским строениям и экстравагантным костюмам:
Так английский фантаст Крис Фосс изобразил дворец на Арракисе для неснятой "Дюны" Ходоровски. Подданных должны были поразить диковинная архитектура и размах - привычный гигантизм, пробравшийся даже в отдалённое будущее:
Тот же дворец глазами современного художника Райана Инграма. Гигантская конструкция, которой даже песчаный шторм не помеха, строилась Полом Атрейдесом как крупнейшее рукотворное сооружение в мире.
«Ни одна планета, ни одна цивилизация во всей человеческой истории не видела еще подобного рукотворного колосса. В одном погребе этого сооружения можно было бы уместить дюжину древних городов!»
Мысли Гайи-Елены Моийам во время путешествия по дворцу.
Рассматривая фантастические дворцы, я задался вопросом: если сегодня элементами роскоши считаются экзотические сады и дворцовые зоопарки, мрамор и золото, бассейны и поля для гольфа, то чем будут пускать пыль в глаза диктаторы завтрашнего дня?
Шик местоположения. Выстроить дворец на живописной скале или в окружении леса - мода прошлого. Гораздо величественнее будет смотреться целое космическое поселение, созданное для жизни одной семьи или одного правителя.
Перемещающийся дворец. Представьте роскошную резиденцию, сделанную из цельного астероида. Если планета надоест (или придётся спасаться от разъярённых подданных), можно одним нажатием активировать мощные двигатели и переместиться куда душе угодно.
Интерьер. Чем заполнить тысячи помещений гиганта, отделанные золотом, платиной и редкими сплавами? При должной фантазии не хватит никакого бюджета: образцы флоры и фауны разных планет, произведения искусства стоимостью с государство, артефакты прошлого (здания, техника, предметы быта в натуральную величину).
Развлечения. Порталы в иные миры, островки виртуальной реальности, области пониженной гравитации, залы изменения сознания...
А можно не строить никаких дворцов и сделать жизнь миллионов людей лучше, вложив эти средства в инфраструктуру, медицину и науку. Но это кажется абсолютной фантастикой.