Найти в Дзене
Gunta Klivere

Еще раз про childfree

Изображение из pixabay.com
Изображение из pixabay.com

Сегодня моя подрууга- психотерапевт рассказала мне историю про женщину, которая страдает от комплексного психического заболевания, а теперь оказалось, что она беременна. Отец ребенка тоже страдает ментальной болезнью, как-то на этой почве они и познакомились в лечебном учреждении.

Вообще у нас существует такая практика, что когда женщину госпитализируют с ментальными нарушениями, ей сразу делают и тест на беременность, чтобы она могла ее прервать, если сочтет нужным. Понятно, что при обострении сама пациентка может об этом и не подумать. Но на этот раз почему-то это не было сделано, и теперь срок уже слишком большой.

Само по себе это не трагедия, у таких людей могут быть и бывают вполне здоровые дети. Но эта женщина сознательно не хочет ребенка, плохо относится к его отцу и не готова брать на себя ответственность за ребенка. Снова, это не самый плохой вариант: она понимает свою ситуацию, сотрудничает с медиками и сознательно готовится к тому, что ребенок будет отдан на усыновление. Существует возможность, что о нем позаботятся здоровые родственники отца ребенка. И если бы все подобные ситуации заканчивались вот так, то и проблемы особой бы не было.

А вот другая история: недавно я встретилась с подругой детства моих детей. У нее диагноз - параноидальная шизофрения, она считает, что ее везде преследуют люди, которые против ее воли снимают документальный фильм о ее жизни. Жизнь ее весьма скучная- работала на прстой работе в Англии, теперь вернулась домой и живет на пенсию по инвалидности. И вот она радостно рассказывает мне, что ее диагноз- это все глупости, лекарства она не пьет, и пытается зачать ребенка от своего сожителя. Спорить с шизофрениками- дело бессмысленное и невеселое. Я только посоветовала ей все же пить лекарства и еще раз хорошо подумать насчет ребенка.

И вот я думаю: в мире столько детей, которым их родители не могут обеспечить не то что счастливое, а просто безопасное детство. Эти дети находятся рядом с нами, но нам неприятно о них думать. Мне тоже, я точно не исключение. Мы все прекрасно знаем, если дадим себе труда подумать, что ребенок- это далеко не всегда счастье. Это может быть и неразрешимой проблемой и настоящей бедой для матери. Когда мы такое видим, мы склонны обвинить мать (да, как-то не отца обычно!) и трактовать это как частную проблему вот этой вот непутевой женщины. Хотя на самом деле это проблема всего общества.

В это момент люди обычно говорят: ну, вот и усыновите их всех тогда, раз это вас так волнует! Я никого усыновлять/удочерять не собираюсь. Я могу только молча склонить голову перед теми, кто это делают, но абсолютно понимаю тех, кому такое никогда в голову не придет. Представляя себе ребенка, рожденного у родителей, которые его не ждали, имеющего отклонения в развитии, и выросшего в детском доме, я ощущаю только леденящий ужас и тоску. Я ни за что на свете не вошла бы в этот ужас добровольно, по собственному желанию. Тем более, что, открыв эту дверь, попадаешь в темную безысходность, где тебя никто не ждет и откуда нет возврата. Поэтому я ни капли не осуждаю людей, на которых это свалилось, а они не справились. Еще раз: нежеланный ребенок- это проблема не только родителей, это проблема общества.

Пока мы все думаем, что это частная проблема каких-то незнакомых нам людей, мы ничего не решим. Это - слишком большая ноша для отдельной взятой семьи, даже благополучной. А как тогда? На мой взгляд, есть несколько вещей, которые можно было бы сделать.

Первое- на уровне идеи принять тот факт, что не всегда рождение ребенка- это радостное событие. Соответственно, людям, которые заведомо не могут взять на себя ответсвенность за ребенка, предоставлять бесплатные консультации и средства по контролю за рождаемостью. Да, никого нельзя против его воли лишать права иметь детей. И отсюда следующий вопрос: что же делать, если женщина ребенка родить хочет, но все равно не в состоянии о нем заботиться?

Оказывать всяческую помощь, чтобы этот ребенок имел достаточные условия для развития. Не забирать ребенка, когда мать не справляется, а помогать ей, чтобы она могла справиться. Ведь странно получается: с 18 лет человек считается взрослым, а ребенка девочка может родить и в 12, как мы знаем. Да и в 18, скажем честно, человек далеко не всегда мыслит и поступает по-взрослому. Но с другой стороны- молодая мать несет ответственность за своего ребенка, хотя и не всегда готова к этому. Она как будто бы взрослая, но одновременно сама может являться ребенком, нуждающимся в опеке. Куда более по-человечески было бы поддерживать ее, чем осуждать и отбирать ребенка, правда же? Возможно, через несколько лет она будет уже по-другому видеть ситуацию. Но у нас всего два варианта: или пусть справляется сама, как хочет, или же государство забирает ребенка и калечит его по-своему.

Еще один путь, как подходить к этой проблеме, описан у Хаксли в книге "Остров". Там существуют несколько семей, куда может прийти ребенок. если испытывает какие-то проблемы в своей семье. Он может получить совет или пожить в другой семье какое-то время. Там хорошо описана система, когда действительно "чужих детей не бывает". Если ответственность разделена cреди нескольких взрослых людей, она не ощущается так тяжело. Это могла бы быть система социальных опекунов, к которым ребенок может обратиться в разных ситуациях. Многие люди, из тех, кто не решается усыновить ребенка, с радостью подписались бы на это.

У государственной системы явно нет решения для этой проблемы. Ведь дети, которые среди нужды и насилия растут в детских домах, потом возвращаются в наше с вами общество. Правда, очень часто они действительно быстро попадают обратно в закрытые заведения или влачат жалкое существование. Очень многие длительно балансируют на той грани, за которой государство уже вынуждено вмешаться, не получают даже достаточно еды, не говоря об образовании и психологической поддержке, но этой проблемы как будто бы нет. Собираются пожертвования, а как пожертвовать человеческое отношение? И при этом мы говорим, что надо рожать, как можно больше, серьезно? Мы буквально не знаем, куда девать детей. Вот, когда на каждого нежеланного ребенка будет очередь из семей, готовых его усыновить, тогда можно будет призывать к повышению рождаемости.

Причем тут childfree? Знаете, я лично знаю нескольких женщин, у которых нет детей не потому, что они детей ненавидят, а как раз потому, что они за них переживают. Одна из, например, педагог, всю жизнь работает с детьми в школе-интернате. Другая- врач-гинеколог; она знает по собственному опыту, что многие женщины воспринимают беременность как несчастливую случайность. Куда больше вопросов к тем, кто детей рожает с легкостью, а потом бросает их на произвол судьбы. Вот на контрацепцию этим женщинам я бы пожертвовала с радостью.

За что я уважаю и поддерживаю childfree женщин