Если мы не узнаем себя в читаемом, на экране, на холсте..., то все это для нас пусто. И я не говорю об одинаковых событиях. Нет. Дело в другом.
Речь идет об узнавании какого-то труда, который приводит к взрослению. Греки называли взрослое состояние человека - "возраст акмэ". Возраст расцвета человеческих сил.
И главное, это состояние взрослого человека (мужа), готового отвечать за свои действия и принимать ответки от своих же действий. Не ссылаясь, что не думал, не ожидал, не предусмотрел.
Артефакты же культуры и помогают достигать возраста мужа, акмэ. В этом их культурный смысл, культурный эффект.
Вот взять статьи в Яндекс.Дзене. Они либо развлекают, либо учат как что-то сделать, либо учат жизни и рассказывают как надо жить (на примерах). Но во всех этих статьях часто не присутствует собственно литературный эффект.
А что это за культурный или литературный эффект? Эффект слова, эффект картины, эффект молитвы, эффект стихотворения связан, если это удачный текст, с прояснением жизни самого создателя этого текста. И мы, кто читает книги и смотрит картины, сможет что-то понять в своей жизни.
Художник Каземир Малевич писал в своем труде "Мир как беспредметность", что он не изображает мир, а возвращает мир через живописность и живописное пространство картины.
Краски и их соединения, сочетание кривой и прямой, особое строение и значение порождают "прибавочный элемент" т.е. вИдение, или состояние сознания. Иными словами, мы не картину видим, а с помощью картины видим, через призму картины воспринимаем . Воспринимаем то, что есть. И мир возвращается.
Малевич К. Мир как беспредметность//Казамир Малевич. Собр. соч. М., 1998. Т.2. С.78.
Художнику-импрессионисту Эдгару Дега принадлежит аксиома о рисунке: "Рисунок - не форма, но способ видения ее". Рисунком художник видит, структурирует свое видение.
"Есть огромная разница между тем, как видишь предмет без карандаша в руке, и тем, как видишь его, рисуя. Выражаясь точнее, мы видим две абсолютно разные вещи" - Валери П.Дега танец, рисунок//Валери П. Об искусстве., М., 1993. С.245.
Таким образом, статья или картина без литературного эффекта, меняющего наше восприятие, обречена. И мы обречены либо на оторванность от жизни с помощью книг, либо нас вскармливают готовой "теорией мира", которая "для нашего же блага" создана и нам предлагается готовой.