Найти в Дзене

И вот изобрели ноль

Если человек в школе сидит за первой партой, у него много забот. Во-первых, вовремя подсказать плавающему у доски товарищу. Во-вторых, вытянув шею, орлиным взором разглядеть каждую клеточку в классном журнале, лежащем на учительском столе, и тайными знаками сообщить, кому какую оценку поставили.
А знаки эти такие. Если «пять» - растопыриваешь пальцы и показываешь с улыбкой до ушей всю пятерню.

Если человек в школе сидит за первой партой, у него много забот. Во-первых, вовремя подсказать плавающему у доски товарищу. Во-вторых, вытянув шею, орлиным взором разглядеть каждую клеточку в классном журнале, лежащем на учительском столе, и тайными знаками сообщить, кому какую оценку поставили.

А знаки эти такие. Если «пять» - растопыриваешь пальцы и показываешь с улыбкой до ушей всю пятерню. Если «четыре» - один палец загибаешь, а четыре поднимаешь. Сообщение о «тройке» делается соответственно тремя пальцами, о «двойке» - двумя и уже без всяких восторженных улыбок, а об «единице»… Как можно сообщить о ней? Только с помощью сиротливого, одинокого пальца.

Очень удобный способ! Но только не думайте, что его вы, школьники, придумали. В древние времена у всех народов только ручной счет и был. Двух рук хватало, чтобы посчитать до десяти. А когда надо было сосчитать числа покрупнее, человек принимался усердно махать руками, то загибая, то выставляя нужное количество пальцев. Со стороны можно было подумать, что он пчёл отгоняет – уж так машет! – а на самом деле он просто считал.

А аборигены одного из островов Микронезии пользовались для счета всем своим телом. Вот как они обозначали цифры: «1» - мизинец правой руки, «2» - безымянный палец, «3» - средний», «4» - указательный», «5» - большой, «6» - кисть руки, «7» - локоть, «8» - плечо, «9» - ухо, «10» - правый глаз, «11» - левый, «12» - нос, «13» - рот и так далее.

Когда числа стали записывать, пальцы заменили палочками. Посмотрите внимательно на римские цифры: I, II, III – это один, два и три пальца; V - это пятерка, X–это две пятерки, то есть десять.

Наши современные цифры пришли к нам от арабов. Сначала они тоже были изображениями пальцев. Цифру «1» писали так же, как и сейчас, палочкой, цифру «2» - двумя палочками, но лежащими горизонтально. Это потом при скорописи верхняя палочка превратилась в круглую головку, а нижняя – в изящный хвостик. Цифра «3» изображалась тремя палочками, лежащими одна над другой. Цифра «4» обозначалась четырьмя палочками, расположенными крестообразно. Цифра «5» представляла собой очертания пятерни с отставленным в сторону большим пальцем. Первоначально цифры выглядели так:

Первоначальный вид арабских цифр
Первоначальный вид арабских цифр

Но при скорописи вид их изменился.

Вид арабских цифр при скорописи
Вид арабских цифр при скорописи

Не правда ли, они уже очень напоминают наши современные? Цифры «1», «2», «3», «4» и «5» стали основой для всех последующих, ведь, соединяя их, можно получить любое число. Только трудно было без такой важной персоны, как нуль. Ведь он в одно мгновенье может единицу превратить в десяток, сотню, тысячу и даже миллион. А как без него написать, например, 503? Убери нуль – и получится 53. Или – 1063? Без нуля это будет просто 163. Как же люди выходили из положения до изобретения нуля?

Чтобы цифры получались правильными, чтобы вышло 503, а не 53, 1063, а не 163, приходилось писать на особой разграфленной доске. Её придумали древние греки, и называлась она абак. На абаке были клеточки для единиц, десятков, сотен, тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч, миллионов. Заметили на что похож абак? Конечно, он напоминает счеты, только без косточек и спиц. На каждую графу абака клали кружок с цифрой, а место нуля, которого ещё не существовало, оставляли пустым. Потом это пустое место стали накрывать пустым кружочком, а на бумаге пустой кружочек превратился в нуль. Какая удача, какое великое изобретение – не меньшее, чем компьютер или паровоз!