Если человек в школе сидит за первой партой, у него много забот. Во-первых, вовремя подсказать плавающему у доски товарищу. Во-вторых, вытянув шею, орлиным взором разглядеть каждую клеточку в классном журнале, лежащем на учительском столе, и тайными знаками сообщить, кому какую оценку поставили.
А знаки эти такие. Если «пять» - растопыриваешь пальцы и показываешь с улыбкой до ушей всю пятерню. Если «четыре» - один палец загибаешь, а четыре поднимаешь. Сообщение о «тройке» делается соответственно тремя пальцами, о «двойке» - двумя и уже без всяких восторженных улыбок, а об «единице»… Как можно сообщить о ней? Только с помощью сиротливого, одинокого пальца.
Очень удобный способ! Но только не думайте, что его вы, школьники, придумали. В древние времена у всех народов только ручной счет и был. Двух рук хватало, чтобы посчитать до десяти. А когда надо было сосчитать числа покрупнее, человек принимался усердно махать руками, то загибая, то выставляя нужное количество пальцев. Со стороны можно было подумать, что он пчёл отгоняет – уж так машет! – а на самом деле он просто считал.
А аборигены одного из островов Микронезии пользовались для счета всем своим телом. Вот как они обозначали цифры: «1» - мизинец правой руки, «2» - безымянный палец, «3» - средний», «4» - указательный», «5» - большой, «6» - кисть руки, «7» - локоть, «8» - плечо, «9» - ухо, «10» - правый глаз, «11» - левый, «12» - нос, «13» - рот и так далее.
Когда числа стали записывать, пальцы заменили палочками. Посмотрите внимательно на римские цифры: I, II, III – это один, два и три пальца; V - это пятерка, X–это две пятерки, то есть десять.
Наши современные цифры пришли к нам от арабов. Сначала они тоже были изображениями пальцев. Цифру «1» писали так же, как и сейчас, палочкой, цифру «2» - двумя палочками, но лежащими горизонтально. Это потом при скорописи верхняя палочка превратилась в круглую головку, а нижняя – в изящный хвостик. Цифра «3» изображалась тремя палочками, лежащими одна над другой. Цифра «4» обозначалась четырьмя палочками, расположенными крестообразно. Цифра «5» представляла собой очертания пятерни с отставленным в сторону большим пальцем. Первоначально цифры выглядели так:
Но при скорописи вид их изменился.
Не правда ли, они уже очень напоминают наши современные? Цифры «1», «2», «3», «4» и «5» стали основой для всех последующих, ведь, соединяя их, можно получить любое число. Только трудно было без такой важной персоны, как нуль. Ведь он в одно мгновенье может единицу превратить в десяток, сотню, тысячу и даже миллион. А как без него написать, например, 503? Убери нуль – и получится 53. Или – 1063? Без нуля это будет просто 163. Как же люди выходили из положения до изобретения нуля?
Чтобы цифры получались правильными, чтобы вышло 503, а не 53, 1063, а не 163, приходилось писать на особой разграфленной доске. Её придумали древние греки, и называлась она абак. На абаке были клеточки для единиц, десятков, сотен, тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч, миллионов. Заметили на что похож абак? Конечно, он напоминает счеты, только без косточек и спиц. На каждую графу абака клали кружок с цифрой, а место нуля, которого ещё не существовало, оставляли пустым. Потом это пустое место стали накрывать пустым кружочком, а на бумаге пустой кружочек превратился в нуль. Какая удача, какое великое изобретение – не меньшее, чем компьютер или паровоз!