Найти тему
VIKENT.RU

Понятия «всеобщее – особенное – единичное» по Гегелю

Оглавление

Данная статья относится к Категории: Построение научных моделей

1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель — немецкий философ, один из творцов философии немецкого идеализма. Первым подробно рассмотрел понятие «развития»
1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель — немецкий философ, один из творцов философии немецкого идеализма. Первым подробно рассмотрел понятие «развития»

Одно из многочисленных интеллектуальных достижений Гегеля, говоря современным языком, это выделение им «нескольких системных уровней рассмотрения изучаемых явлений»:

  • Всеобщий;
  • Особенный;
  • Единичный.

До его работ подобное рассмотрение обычно велось лишь на одном (!) системном уровне…

Процитируем Гегеля:

«§ 163. Понятие как таковое содержит в себе:

1) момент всеобщности, как свободное равенство с самим собой в его определённости,

2) момент особенности, определённости, в которой всеобщее остается незамутнённо, равным самому себе, и

3) момент единичности, как рефлексию-в-самое-себя определённостей всеобщности и особенности, отрицательное единство с собой, которое есть в-себе-и-для-себя-определённое и вместе с тем тождественное с собой, или всеобщее».

Гегель, Энциклопедия философских наук в 3-х томах, Том 1, М., «Мысль», 1975 г., с. 345-349.

Современный популяризатор идей Гегеля, так раскрывает систему его понятий: «Всеобщее - Особенное - Единичное»:

ПРИМЕР. «…мир как единство (как целое) состоит из частей, а части - из элементов. Существование целого, частей и элементов взаимно обуславливается друг другом. Не бывает целого без частей, а частей без элементов. Их различие как моментов одной системы неотделимо от их единства. В структуре субъективного понятия целостность мира выражается определением всеобщее, различные части мира - определением особенное, а его элементы - определением единичное.

2. Image by Michael Gaida from Pixabay
2. Image by Michael Gaida from Pixabay

Единство целого, частей и элементов преобразуется в структуре субъективного понятия в единство определений всеобщего, особенного и единичного (В - О - Е). Всеобщее распадается в себе на свои особенные сферы, которые, в свою очередь, состоят из единичностей.

Если мы возьмём в качестве примера такой целостной системы какое-либо отдельное общество людей, то со стороны своей целостности оно должно определяться как всеобщее. Отдельные сферы жизнедеятельности общества: земледелие, промышленность, здравоохранение, образование, культура, управление и другие - будут представлять собой его особенное. Ну а его многочисленные граждане будут выступать как единичное.

Например: Я, как единичный гражданин, работаю врачом. Следовательно, как врач, я соотношусь непосредственно со сферой здравоохранения, которая, в свою очередь, связывает меня с обществом, как всеобщим организмом, которому я принадлежу. Общество, как всеобщий по отношению к своим единичным гражданам организм, обуславливает наличие и функционирование своих особенных сфер. Особенные сферы обеспечивают существование всех граждан. В свою очередь, граждане, как единичные существования, обеспечивают своей деятельностью в соответствующих особенных сферах функционирование и развитие всего общества, как единого в себе всеобщего организма.

При таком понимании сущность любой единичной вещи должна рассматриваться уже только в контексте той всеобщности, которой она принадлежит и с которой она соотносится через одну из его особенных сфер. В этом случае мышление должно строить познание единичных вещей, исходя уже из единства всех присущих им моментов понятия: единичного, особенного и всеобщего. Такой уровень мышления называется разумным мышлением, или просто – разумом».

Труфанов С.Н., «Наука логики» Гегеля в доступном изложении, Самара, 1999 г., с. 79.

Источник — портал VIKENT.RU

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

+ Ваши дополнительные возможности:

Уже 15 000 подписчиков в наиболее #интеллектуальный русскоязычный видеоканал, где можно в комфортной – а не как на ТV ток-шоу – атмосфере обсуждать сложные проблемы.

Ваша свободная подписка на видеоканал VIKENT.RU 1-м кликом

Изображения в статье

  1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель — немецкий философ, один из творцов философии немецкого идеализма. Первым подробно рассмотрел понятие «развития» / Public Domain
  2. Image by Michael Gaida from Pixabay