Чувство зависти хорошо знакомо каждому из нас, но именно родители маленьких детей сталкиваются с ним особенно часто. Открытое и непосредственное детское поведение усугубляет проявления зависти, делает их гипертрофированными. Большинство родителей переживает из-за таких сильных отрицательных эмоций, однако в юном возрасте проявления зависти у детей совершенно нормальны, можно даже сказать, что их отсутствие было бы патологией.
Лет до 5 дети по своей природе крайне эгоцентричны. Они уверены, что всё в этом мире существует только для них, так что зависть – совершенно закономерная реакция. В последствие, взрослея, дети перестраивают свою картину мира, потихоньку вписывая в неё окружающих людей. На этом этапе родителям крайне важно подсказать ребенку, какие эмоции он испытывает и почему, а так же, что немаловажно, какие эмоции испытывают другие люди.
Часто от взрослых дети могут услышать «завидовать нельзя», «завидовать плохо». Подобное отношение только усугубляет ситуацию. Детям сложно самим распознать и осознать, что они чувствуют. Запретных чувств быть не должно, иначе как ребенку научиться справляться с ними. Он должен ощутить, что его эмоции понимают и принимают взрослые, только тогда он сможет пережить их и оставить позади.
Распознать зависть у ребенка не так уж и сложно. Чаще всего, она проявляется вполне конкретными действиями:
Диверсия – отобрать, сломать, испортить чужую игрушку, которую так хочется самому.
Имитация – притвориться, что у тебя уже есть желаемый объект.
Критика – максимально постараться обесценить желаемый объект, заявить во всеуслышание, что игрушка плохая, скучная, не красивая и совершенно ненужная
Игнорирование – психологический барьер, полный отказ даже замечать желаемое. Часто ребенок отказывается играть с желанной игрушкой, даже если ему предлагают её одолжить.
Причины зависти у детей также довольно просты и прозрачны. В первую очередь, это конечно неудовлетворенность, с которой неокрепшей психике очень сложно смириться. Дети не всегда могут понять, почему нельзя получить всё, что хочется. Ругать ребенка в этой ситуации безсмысленно. Еще раз напоминаем, это естественный процесс и закономерные эмоции. Пожалуй, можно только набраться терпения и объяснять, объяснять, объяснять.
Очень частой причиной зависти становится низкая самооценка ребенка. В этом случае отсутствие желаемого у себя и наличие его у кого-то другого ребенок воспринимает как личную неудачу. Возникает ассоциация «У меня нет этого, потому что я плохой». В похожих ситуациях советуем родителям работать над укреплением детской самооценки, делать акцент на положительных качествах. Стоит также объяснить ребенку, что ситуация никак не связана с его личностью, а наличие и отсутствие у него игрушек не характеризует его как плохого или хорошего, победителя или проигравшего.
Недостаток внимания нередко становится причиной зависти в тех случаях, когда родители компенсируют отсутствие эмоциональной связи и поддержки подарками или прочими материальными ценностями. В этом случае ребенок хочет получить желаемое, как подтверждение родительской любви. Только сближение с собственным ребенком и глубокий эмоциональный контакт помогут избежать подобных ситуаций в будущем.