Найти тему
Urbi et Orbi

Почему советская школа не была лучшей в мире.

Несмотря на то, что Советского Союза нет уже более четверти века, регулярно можно слышать слова о лучшем в мире советском образовании и советской школе. Однако как и любая пропаганда, утверждение о советском образовании оказалось ложным. И вот почему.

Для начала необходимо ответить на вопрос, а зачем вообще существует школа? И правильный ответ здесь, вовсе не обучение базовым знаниям, хотя и эта функция входит в задачи школьного обучения, а подготовка детей к жизни в государстве и социуме. Путём имплементирования в их умы некого набора социально одобряемых поведенческих установок типа вежливости, уважения к старшим, и законам государства, веры или неверия в бога и т.д. Это справедливо для любой школы, любой страны мира. Теперь посмотрим, что вкладывал советский союз в этот набор норм и правил, к жизни в каком социуме готовил детей.

И здесь мы сталкиваемся с тем, что советский союз готовил их к войне. Отсюда проистекает упор на физкультуру, но не в виде соревновательных видов спорта, а в виде начальной военной подготовки, предармейских нормативов и значка ГТО за особые заслуги. Отсюда же и очень хорошие математическая и физико-химическая научные школы. Они требовались для подготовки учёных и инженеров, которые будут разрабатывать и конструировать оружие, особенно ракеты и атомные бомбы. А система ПТУ должна была дать квалифицированных рабочих для воплощения спроектированного.

В общем, естественные науки чувствовали себя в Советском Союзе очень хорошо и активно развивались. Если не считать парочки изгоев типа генетики и кибернетики, объявленных врагами советской власти и уничтоженными на корню, что предопределило отставание России в этих, ставших ключевыми в 21 веке, научных сферах.

Совсем не так обстояло дело с социальными науками. Логика, риторика, социология и политология были прямо или косвенно запрещены в Советском Союзе. А вместо истории, философии и экономики преподавался советский псевдонаучный кадавр из Капитала Маркса, сочинений Ленина и избранных отрывков, не запрещённых европейских философов.

В самих же школах в голову детей вдалбливалось беспрекословное повиновение старшим по возрасту/иерархическому статусу. Отсутствие собственного мнения при некритическом восприятии мыслей назначенных партией «авторитетов». Тотальная уравниловка и единообразие. Словом всё то, что необходимо гражданину для жизни в тоталитарном государстве. И пока Советский Союз существовал, школа выполняла свою функцию. Однако как только под влиянием объективных социально-экономических факторов государство прекратило своё существование, граждане столкнулись с суровой реальностью, в которой все знания и навыки, полученные ими в советской школе, оказались абсолютно не релевантными, что вызвало глубочайшую фрустрацию.

Как выяснилось такое фрагментарное и несбалансированное обучение не смогло сформировать у людей внятной научной картины мира. Что привело к лавинообразному росту мистицизма среди граждан. Появлению разнообразных шарлатанов, гомеопатов и прочих экстрасенсов. В этом же одна из причин начального роста популярности РПЦ и появление ностальгии по «империи, которую потеряли», в которой никто из нас граждан позднего Советского Союза не жил.

Историческая пропаганда в Советском Союзе, заменила историю как науку. Преподавание истории в советской школе, использовалась для создания «белого» мифа о красной власти, путём затушёвывания неприятных фактов. Как только союз развалился, все эти факты всплыли наружу, что привело к появлению «чёрного» мифа о красной власти. В итоге страна оказалась расколота на непримиримые лагеря, которые никак не могут договориться об отношении к последним ста годам российской истории. А так же появились люди махнувшие рукой на историю как науку и со словами: «чума на оба ваших дома. Всё равно нам все врут» ударились во всякую псевдоисторию с фоменковцами, анунаками и лютой конспирологией.

Характер этих споров подводит нас ко второму провалу советской школы – уничтожению риторики и логики как школьных предметов. Люди не обученные мыслить логически, грамотно и внятно излагать свою точку зрения отстаивая её разумными аргументами, имеют только один навык ведения дискуссии – переход на личности, ругань и как финальный аргумент – грубую силу. Впрочем, советское общество всегда отличала повышенная толерантность к насилию, и школа внесла в воспитание этой толерантности свою лепту.

Отсутствие в школьном курсе экономики, привело к тому, что абсолютное большинство граждан России, оказались не готовы к жизни в новой реальности. Когда Советский Союз развалился из-за накопившихся проблем и перекосов, никто в стране не мог грамотно осуществить экономические реформы, не смотря на помощь и консультации западных экспертов, ни среди населения никто не мог воспринять эти реформы. Последствием этого стал затяжной экономический кризис 90-х. Да и дальнейший экономический рост первого десятилетия двухтысячных в головах людей связался не с экономическими реформами и ростом цены на нефть, а с фигурой Путина. В итоге это вылилось в экономический кризис 2013-2014г. и последующую стагнацию, с которой текущее правительство России, воспитанное в той же советской школе не знает что делать.

Итак, советское образование, идеально подходившее к условиям тоталитарного государства, оказалась абсолютно не релевантно условиям жизни в демократическом государстве. Что привело к огромным проблемам и трагедиям для страны. Это было бы очень печально, если бы современные российские власти не пошли ещё дальше. Им удалось соединить все недостатки советской школьной системы со всеми недостатками недееспособной российской бюрократии, что вкупе с уничтожением уважения к профессии учителя, привело к тотальной деградации школьного образования в стране. Конечно же, управлять толпой необразованных и невоспитанных людей гораздо проще, но власть совсем забыло о последствиях такой политики. Они заключаются не только, в невозможности развития, но даже в проблемах с сохранением государства как такового, в ограниченной исторической перспективе.

Незнание людьми базовых социологических и политических понятий и закономерностей никак не даёт стране окончательно порвать с таким наследием тоталитаризма как 20 летняя диктатура президента Путина, создавшего новый культ личности. А непонимание людьми основ экономики и вгоняет страну в экономический кризис. Выходом из которого станут новые 90е, но на гораздо более низкой технологической, материальной и демографической базе. И если мы не хотим, чтобы Россия повторила судьбу СССР, а развивалась и процветала, необходимо срочно реформировать систему школьного образования, избавляясь от советского наследия.