Эксперты Союзного государства
Олег Николаевич СОСКОВЕЦ
Президент Союза отечественных товаропроизводителей «СОТ», Председатель Координационного совета Евразийского делового совета, кандидат технических наук
К концу 90-х годов сложилась действительно патовая ситуация в концепции развития стран СНГ. Многие хорошо помнят нарастающие тенденции окончательного разрушения промышленно-хозяйственных связей между нашими странами, планомерное внедрение в наше сознание либеральных подходов экономического развития, ведущих исключительно к развалу промышленного потенциала, максимальному ослаблению оборонного и сельскохозяйственного комплексов. Мощное воздействие на общественное сознание и образование с одной только целью – добиться окончательного раздробления некогда великой державы на мелкие удельные «княжества» и превращения её даже не в регионального игрока, а в сырьевого и, что самое страшное, ментального вассала. Для этих целей был предпринят комплекс мер: высажен целый десант советников для работы в ключевых секторах Правительства. Практически весь экономический блок прошёл стажировку в западных экономических школах и фактически стал обслуживать интересы своих учителей. На смену патриотизма и гордости за свои страны пришёл ловко подпитываемый принцип национальной исключительности. К чему это привело: дефолт, сепаратизм, фактически гражданская война, и стагнация целых секторов экономики – тяжёлое машиностроение, авиа и судостроение.
Фактически все промышленное производство и сельское хозяйство оказалось в руинах. Катастрофически обнищало и озлобилось население.
На этом фоне единственным решением стал вопрос объединения наших стран фактически для физического выживания.
Нужно обладать колоссальным характером и государственным подходом для того, чтобы сломить сопротивление «внешних» доброжелателей и советчиков, действительно остро воспринимать беды и проблемы своего Государства и принять судьбоносное решение – объединить силы для выживания и построения равноправного Союза. Это в полной мере продемонстрировали наши руководители 8-го декабря 1999 года.
Но был, и сейчас остаётся скрытый фактор противодействия. Это активное внешнее вмешательство в нашу политику посредством формирования подконтрольных элит.
Я бы хотел остановиться на том, что объединяет такие разные понятия как: законодательные инициативы интеграции, экономические реалии и перспективы экономического роста, модернизация и перспективы развития инфраструктуры, совместные проекты и производственная кооперация, безопасность Государств. Объединяет только одно – КТО ФОРМУЛИРУЕТ и ВНОСИТ ЭТИ ИНИЦИАТИВЫ и КТО ИХ РЕАЛИЗУЕТ!
Существует только два варианта подчинения себе потенциального противника: военное вторжение и воспитание собственной элиты, контролирующей экономический сектор, информационное пространство и имеющее доступ к центрам принятия политических решений. Так как у противников нашего Союза нет возможности к военному вторжению, идёт активная работа по внутреннему, латентному противодействию нашей интеграции.
Обратите внимание на действия наших «доброжелателей» и «партнёров»: массовая выдача «карты поляка» (самое большое количество выдано в Беларуси – 125 828), бесплатные гранты на обучение молодых специалистов. Причём эти гранты выдаются только в узкой сфере: политология, журналистика, финансовый сектор! И в России, и в Беларуси активно работают всевозможные западные центры так называемой «поддержки перспективной молодёжи», идет активная воспитательная работа, направленная на формирование резко негативного образа любых попыток реального сближения наших стран.
Но ведь именно этим людям придётся завтра принимать судьбоносные решения. Именно их можно назвать приходящей элитой. Наша задача – сформировать свою элиту, а не позволить это сделать другим игрокам, которые действуют, подчас, весьма нечистоплотно и особо не скрывают своих целей.
Образование – это фундамент государства, патриотизм – замковый камень в его архитектуре.
Воспитание не национальной элиты, которая часто переходит в элиту националистическую, а формирование элиты с государственным мышлением, защищающей интересы собственного Государства, обладающей собственной системой взглядов и оценок, – основа парадигмы построения Союзного государства. Эта элита, в первую очередь, должна воспитываться на гордости от нашего общего прошлого, наших достижений и успехов и быть уверенной в возможности реализации нашего огромного потенциала. А наши ошибки они разберут по косточкам и примут правильные решения.
Вильгельм фон Гумбольдт сказал, что образование должно быть подобно Ариадниной нити: вручите ее учащемуся — и пускай тот, ведомый нитью, выбирается из лабиринта самостоятельно.
Иными словами, создайте общую структуру образования, чтобы учащийся — взрослый ли, ребенок ли — мог исследовать мир по-своему, сообразно своим творческим и личным склонностям. Тогда человек начнет развиваться, а не только шпиговать свою голову сведениями. Человек научится учиться.
Наша задача – показать, что нить Ариадны соткана из любви к своему Государству, гордостью за него и пониманием, что только в союзе со своими единомышленниками, соотечественниками и ментально близкими людьми можно добиться великолепных результатов.
Из выступления на научно-практической конференции «Союзное государство: достижения, проблемы, перспективы». Материал дан в сокращённом виде. Хотите полную версию - пишите в комментариях.
© "Союзное государство", № 3, 2020
Фото: Иван МАКЕЕВ
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!
Материалы по теме:
Что связывает, а что различает Союзное государство и Содружество независимых государств
Что дало Союзное государство России, а что - Беларуси
Три важных мегапроекта, которые могут вывести Россию и Беларусь в лидеры экономического роста
О "национальном интересе" России
Вячеслав НИКОНОВ: "На постсоветском пространстве пора создавать свой Евросоюз"
Почему Беларусь не захотела слияния с Россией
Какая судьба ждёт белорусскую молодёжь, если победит оппозиция?